Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск
Том 8, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

ПЕРФОРМАТИВНЫЕ ИСКУССТВА В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

10–26 35
Аннотация

Термин in situ относится к очень разнородным художественным и профессиональным практикам, мало изученным во французской академической среде: от создания сайт-специфических спектаклей до показа постановок, созданных на сцене театра, в школе или на городской площади. Это понятие смежно с другим — hors les murs («вне стен»), использующимся для обозначения «уличных искусств» или «спектаклей в публичном пространстве», имеющих свои отраслевые особенности и задачи. Оно также связано с исторически сложившимися миссиями культурных учреждений во Франции. В данной статье предлагается анализ формирования и структуры эстетического и профессионального ландшафта театра in situ во Франции, а также рассматриваются связанные с ним теоретические трудности. Театр in situ анализируется в аспекте теории «градов» из прагматической социологии. Рассмотренный теоретический, критический и драматургический материал позволяет выявить напряжение между эстетическими экспериментами и социально-политическими задачами территориальных театральных практик, начиная с рубежа XIX и XX вв., — от «Макбета», поставленного Жоржеттой Леблан в бывшем аббатстве Сен-Вандриль, и Народного театра в Бюссане — через поворот 1970–1980-х годов вплоть до наших дней, на примере двух проектов in situ коллектива «In Vitro».

27–41 77
Аннотация

Исследуется валоризация сценических практик in situ по трем направлениям. Согласно первой, эстетической логике действия и оценки, ценность спектакля in situ состоит в повышении художественных и технических качеств спектаклей. Традиционно французские профессиональные эксперты рассматривали представления вне театральных сцен как искусство второго сорта. Однако начиная с 1990-х годов уличные представления получают институциональное и экспертное признание как способ обновления отношений между художниками, пространствами и зрителями. Вторая, гражданская логика определяет общий интерес к искусству через культурную демократизацию. Проведение представлений вне театров видится в этом ключе способом более непосредственного обращения к местным жителям. Тем не менее перформативные практики in situ заинтересовывают скорее обычных театральных завсегдатаев, чем местных неофитов. На горизонтальное взаимодействие между профессиональными художественными навыками и культурными ориентирами местных участников ориентирован проект культурной демократии. Расширение социально-демографического состава аудитории происходит за счет участия зрителей в перформативных практиках, что предлагает возможность пересмотреть отношения со средой. Согласно третьей логике, исходящей из ценности наследия, сила памяти объектов наследия может усиливать эстетическую ценность представлений в исторических пространствах. Институции же, связанные с наследием, организуют перформативные события для привлечения посетителей и улучшения своего имиджа.

42–65 40
Аннотация

Статья посвящена спектаклям в публичном пространстве и их способам взаимодействия со средой. На основе интервью с режиссерами и зрителями анализируются восприятие среды театром и дискурсивные стратегии описания того, как театр проникает в городское пространство. Анализируются спектакли «Есть Ростов» Элины Куликовой в рамках фестиваля «Трансформация», «Attentifs, ensemble» коллектива «Ici-même», «D’ici on voit la tour Eiffel» Эмы Друэн и произошедшие во время их показов сбои восприятия — отмеченные либо зрителями, либо режиссерами. Рассмотрение этих сбоев приводит к констатации следующих закономерностей театра in situ: спектакль in situ нарушает повседневную жизнь места и может приводить к конфликту между пользователями пространства и театральными акторами, которые своим приходом начинают присваивать пространство и оспаривать существующие в нем коды и практики, причем конфликт этот связан с процессом объективации; спектакль in situ может погружать зрителей в пространство и выявлять нормы и иерархии, в нем содержащиеся, с помощью привнесения туда игровых сцен, при этом присутствие наблюдателей со стороны, например полиции, мешает иммерсивности; спектакль in situ может становиться площадкой для коммуникации с горожанами и служить валоризации повседневных маршрутов, в том числе в незрелищных, нецентральных местах.

66-77 50
Аннотация

Статья посвящена интервенциям в современном российском театре и их политическому аспекту, а также некоторым примерам нарушения способов производства и передачи знания в области современного театроведения, принятых в неолиберальных образовательных практиках. Интервенция является методом работы, параметры которого обозначила Клэр Бишоп в своей лекции, прочитанной на фестивале «Точка доступа» летом 2020 г. Интервенция отражает протестную или критическую интенцию художников, их отказ встраиваться в существующую систему и нежелание самоопределяться через театр.  В выборе таких технологий осуществляет себя политическое, если понимать его как стремление обнаружить и сделать видимыми конфликты и противоречия, скрытые в обществе или не проговариваемые достаточно эффективно и открыто. При этом именно театральные техники в их обновленном и перезагруженном виде представляются продуктивным ресурсом для создания нового языка в искусстве. Статья опирается на интервью с режиссерами, драматургами и активистами, а также на материал увиденных спектаклей и перфолекций. Основной вывод автора заключается в обнаружении собственно театрального корня внутри театрально-активистских практик, который позволяет говорить о них как о «спектаклях», а театру дает ресурс для развития и самообновления.

78–89 57
Аннотация

Ситуация, когда зритель оказывается наедине с актером или актором (перформативным пространством, технологическим объектом и пр.), в неконвенциональных театральных проектах используется все чаще. Условия игры бывают разными, но принцип зрительского одиночества очевидным образом влияет на театральный сюжет. Что происходит с сюжетом? Что происходит со зрителем, когда на него ложится вся полнота ответственности за результат спектакля? В статье рассматриваются спектакли для одного зрителя, созданные в поле инсталляционного театра и театра объектов, где ситуация одиночного смотрения интенсифицирует опыт зрителя, не лишая его субъектности. Также подробно анализируются партиципаторные спектакли, где единственный зритель вступает в тесный контакт с перформером. В России распространение таких опытов связано с пандемией, спровоцировавшей развитие цифрового театра. Спектакли, устанавливавшие со зрителем контакт один на один, работали с ситуацией перманентной включенности вне реального общения, с ситуацией тревоги и одиночества. Обладая терапевтическим значением, такие проекты также неминуемо объективируют зрителя, поскольку в предельно сконцентрированной ситуации отсутствия кого-либо, кроме перформера и зрителя, он лишен возможности контролировать направленный на него взгляд извне.

90-106 42
Аннотация

В статье говорится о политическом (Ж. Рансьер) потенциале инклюзивного искусства в России на примере петер­бургского проекта, в разное время носившего названия «Встре­ча» — «Квартира» — «Разговоры». Автор вступает в диалог с авто­рами сборника «Performance and the politics of space: Theatre and topology» и прежде всего с исследователем Б. Виштутцем, а также опирается на концепции гетеротопии М. Фуко и партиципаторного искусства К. Бишоп. Прослеживается логика развития проекта от поиска пространства утопии на территории репертуарного театра к внетеатральному пространству, затем к распылению простран­ственного присутствия группы и, наконец, к возвращению ее на театральную сцену, но уже обогащенной возможностями работы с политизацией различий. Методологическое предложение, позво­ляющее проделать этот путь, заключается в расширении границ понятия театрального события и отказа от их строгой фиксации. Пространственно-временная протяженность рассмотренных про­ектов мыслится как единый процессуальный перформанс «Встре­ча — Квартира — Разговоры» (2014 — по н. в.), имеющий ряд про­межуточных результатов в формах спектаклей, медиаивентов, концертов, лекций, репетиций и, в отдельных случаях, других со­бытий, происходящих между указанными участниками.

107-123 32
Аннотация

В статье рассматривается общественный мемори­альный комплекс «Сад им.», созданный Артемом Филатовым и Алексеем Корси как пространство гетеротопии, развивающее практики стрит-арта и искусства соучастия. Проект не актуали­зирует память места, а формирует ее через создание обществен­ного цифрового архива. Проводится параллель между проектом «Сад им.» и опытом архитекторов авангарда, в частности Нико­лая Ладовского. Ладовский понимал архитектуру как програм­му, которая формирует восприятие людей. Такое понимание ар­хитектуры сближает ее с процессуальными искусствами, рабо­тающими с ситуациями, развивающимися во времени. Иначе говоря, грань между пространственным искусством архитекту­ры, социальными и перформативными практиками может рас­сматриваться как подвижная «зона перехода». Проект «Сад им.» живет как раз в этой зоне перехода.

124–139 51
Аннотация

В статье рассматриваются возможности и особен­ности работы через сайт-специфический танец с историей места и с индивидуальной памятью. Материалом для анализа служат собственные творческие работы автора статьи, реализованные с 2017 по 2020 г. в Москве. Они разделены в соответствии с тремя форматами: танцевальные экскурсии в центре города, «домаш­ние лаборатории», посвященные типовому жилью и простран­ству собственного дома, и арт-исследование Басманного района. Автор рассматривает работы в русле перформативных исследо­ваний, стремится объединить взгляд теоретика и практика, по­зицию наблюдателя, автора и участника. Проанализировано, как в каждом случае происходит работа с наследием, как место и его история раскрываются через танец. Материал сравнива - ется с жанром авторской городской экскурсии как самым попу­лярным сайт-специфическим способом знакомиться с историей города. Продемонстрировано, какие новые возможности дает об­ращение к телесности в дополнение к вербальной коммуника­ции; какие части истории возможно «перевести» на язык танца и перформанса и как по сравнению с экскурсией меняется взаи - моотношение участников с местом и друг с другом.

140-160 50
Аннотация

В статье проводится анализ сайт-специфического спектакля Мобильного художественного театра «Свинарка и пастух» (2019), в основе которого лежит одноименный фильм И. А. Пырьева 1941 г. Спектакль-променад рассматривается в контексте культурных проектов, связанных с интерпретацией об­раза и пространства ВДНХ в постсоветский период (Русский па­вильон на Венецианской архитектурной биеннале 2016 г. и др.). Показано, что оригинальная концепция выставки 1930-х годов оказала влияние на советскую комедию, а затем подверглась ре- сайклингу в спектакле «Свинарка и пастух». Спектакль продол­жает темы мультикультурности и транснационализма, заложен­ные в генеральный план ВДНХ. Кроме того, променаду удалось передать опыт переживания архитектуры. Рецепция простран­ства осуществляется сквозь призму личных историй (архитек­тора В. К. Олтаржевского, драматурга В. М. Гусева, оператора В. Е. Павлова), описание ключевых локаций (фонтан «Дружба на­родов»), линию новых Глаши и Мусаиба, которых играют экспаты Ян Гэ и Один Байрон. Финал «Свинарки и пастуха» демонстриру­ет притягательность ВДНХ, воплощающую золотой век советской архитектуры, несмотря на многокомпонентность ее прошлого.

161-175 162
Аннотация

В статье анализируется лабораторный дискурс на примере интервью режиссера, теоретика театра Анатолия Васи­льева, записанных Зарой Абдуллаевой. Выделение и анализ та­кого дискурса предлагается в качестве альтернативы методам включенного наблюдения, насыщенного описания и других ан­тропологических методов при изучении театральных лаборато­рий. В статье также очерчивается связь театральных лаборато­рий и производственной эстетики (Борис Арватов, Вальтер Бе­ньямин). Благодаря институциональной критике лаборатории (Бруно Латур) ставится вопрос о возможностях взаимовлияния театров-лабораторий и общества. Театр-лаборатория рассматри­вается в статье как паратип искусства соучастия (Клэр Бишоп). Кроме того, проводится обзор сведений об истории и исследова­ниях театра-лаборатории в России. Выявленные Латуром меха­низмы влияния лаборатории на общество позволяют по-новому взглянуть на различную лабораторную деятельность Василье­ва, на комментарии и уточнения, которые он делает постфактум по поводу завершенных проектов.

АРХАИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ НА СЦЕНЕ И В КИНЕМАТОГРАФЕ

176-189 64
Аннотация

Статья посвящена трагедии Цветаевой «Ариад­на» и проблеме ее сценического претворения. Анализ музы­кальной организации стиха пьесы показывает, что мелодико­ритмическое структурирование прямой речи создает иллюзию ее театрального воплощения, т. е. еще на уровне словесного тек­ста фиксируется интонационный и в широком смысле пласти­ческий рисунок действия. Кроме того, именно музыкальными средствами творятся образы и вычерчивается драматический конфликт. Постановка «Ариадны» на сцене петербургского Теа­тра сатиры на Васильевском острове (2001) учла эту музыкаль­ную природу пьесы. Режиссер Светлана Свирко нашла свой музыкальный ключ, впервые за почти столетнюю историю цве­таевской трагедии открывший путь к ее театральному вопло­щению. В пьесе ХХ в. спектакль обнаружил природу антично­го искусства, выявил родословную, ведущую к хоровым истокам древнегреческого театра, и дал определенный ответ на вопрос о сценичности «Ариадны» Цветаевой, в той или иной форме воз­никавший у исследователей.

190-199 46
Аннотация

Целью статьи является исследование своеобразия воплощения стратегии деконструкции в фильме «Обход» (1971), снятом британским режиссером и оператором Николасом Роугом. Создатели фильма следуют постмодернистским концепциям от­рицания тождества в качестве предметного и смыслового посто­янства, децентрации субъекта, отказа от логоцентризма, фоно­центризма, фаллоцентризма, подвергают критике рационализм как способ познания действительности. Через деконструкцию ри­туалов и ценностей, лежащих в основании социальных практик как представителей индустриальной цивилизации, так и перво­бытного общества, авторы фильма показывают тотальную несво­боду человека. Авторы статьи приходят к выводу, что создатели фильма, пользуясь преимуществами рационалистического под­хода и высокоразвитой техники, без которых невозможно созда­ние высококачественного кино, способствуют пониманию про­блем современной им культуры, а выходя за пределы стратегии деконструкции, настраивают зрителей на определенные жизнен­ные ориентиры, в основе которых синтез первобытной солидарно­сти и технических достижений цивилизации.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АНГЛИИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ: СЦЕНАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

200-219 34
Аннотация

В статье исследуется единственное летнее путе­шествие Елизаветы I Английской в южные графства Англии (1591 г.), предпринятое во время войны с Испанией. Показано, что основной целью поездки было достичь компромисса с като­ликами юга Англии, которые несли основные расходы на оборо­ну побережья и были недовольны усиливавшимися преследова­ниями за веру. В ходе устроенного для королевы празднества в замке Каудрей его владелец, католик виконт Монтегю, успешно представил себя как верного подданного правительницы и одно­временно лидера местного сообщества. Успех приема в Каудрее укрепил его политические позиции в графстве Сассекс. Другое представление, данное в честь Елизаветы, — празднество в Элветэме, организованное Эдвардом Сеймуром, графом Хартфордом, не имело успеха, потому что граф адресовал свою попытку не про­сто добиться признания своего сына законным, но представить его как наследника английской короны, не самой Елизавете, но ее придворным и советникам, которые могли бы поддержать его. Обращение к политической элите стране и игнорирование поже­ланий и предпочтений королевы поставило под угрозу политиче­скую карьеру графа Хартфорда и его сыновей в 1590-е годы.

220-239 43
Аннотация

В статье анализируется казус со скандалом во­круг «Описания путешествия в Англию» Самюэля Сорбьера (1664). Публичная реакция в Англии, в первую очередь «Заме­чания» Томаса Спрэта (1665), дает редкую возможность увидеть читательскую реакцию англичан на то, какой их националь­ная культура предстает в описании иностранца. Анализ пока­зывает, что их негодование было вызвано не столько негатив­ными отзывами, сколько манерой, в которой они были препод­несены. Она интерпретировалась в контексте тех дискурсов и типов текстов, в рамках которых в Англии и Франции 1660-х годов выстраивалась дистанция между обладающим знаниями, искушенным автором и объектом его внимания, а равным обра­зом и читателем. В статье рассмотрены несколько французских литературных конвенций, которыми определялась манера из­ложения, избранная Сорбьером, — салонная литература, сочи­нения либертенов и моралистическая традиция, а также те кон­тексты, в рамках которых написанный подобным образом текст прочитывался его английским критиком, — политическая са­тира, ученая литература и романы. Различия в литературных конвенциях ассоциировались с культурно-национальными, а не личными приоритетами, а потому способствовали конституиро­ванию национальных дискурсов.

ПЕРЕВОДЫ

240-252 56
Аннотация

Впервые на русском языке публикуется одна из лекций о Шекспире из «Чтений о драматическом искусстве» А. В. Шлегеля. Размышляя о Шекспире с точки зрения теории романтической драмы, Шлегель вступает в спор с предшеству­ющей традицией — с классицистами, считавшими английско­го драматурга варваром и дикарем, так как в своих пьесах он не следует правилам трех единств. Вторя Лессингу, утверж­давшему, что классицисты неверно трактуют заветы Аристо­теля, Шлегель призывает критиков и простых читателей при­слушаться к голосу елизаветинской эпохи, а не оценивать твор­чество Шекспира с позиции своего века, тем самым навязывая другой эпохе принципы, ей чуждые. Рассуждая о становлении европейского театра, он также указывает на близость испанской и английской традиций в противовес традициям французской и итальянской. В «Чтениях о драматическом искусстве» Шлегель использует еще не знакомый XIX веку сравнительно-историче­ский метод, теоретические постулаты которого будут впослед­ствии изложены Гёте, впервые заговорившим о принципе все- мирности в отношении литературы и ее наследия и о влиянии Шекспира на развитие мирового театра.

РЕЦЕНЗИИ

253-260 34
Аннотация

Рецензия на: Scholar R. Emigres: French words that turned English. — Princeton, NJ: Princeton Univ. Press, 2020. — 272 p.

261-266 59
Аннотация

Рецензия на:

  • Murray S. Performing ruins. — Basingstoke: Palgrave Macmillan, — 316 p.
  • Corrieri A. In place of a show: What happens inside theatres when nothing is happening. — London: Bloomsbury Methuen Drama, — 198 p.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)