Между экскурсией и танцем: опыт работы с исторической средой через сайт-специфические перформативные практики
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-124-139
Аннотация
В статье рассматриваются возможности и особенности работы через сайт-специфический танец с историей места и с индивидуальной памятью. Материалом для анализа служат собственные творческие работы автора статьи, реализованные с 2017 по 2020 г. в Москве. Они разделены в соответствии с тремя форматами: танцевальные экскурсии в центре города, «домашние лаборатории», посвященные типовому жилью и пространству собственного дома, и арт-исследование Басманного района. Автор рассматривает работы в русле перформативных исследований, стремится объединить взгляд теоретика и практика, позицию наблюдателя, автора и участника. Проанализировано, как в каждом случае происходит работа с наследием, как место и его история раскрываются через танец. Материал сравнива - ется с жанром авторской городской экскурсии как самым популярным сайт-специфическим способом знакомиться с историей города. Продемонстрировано, какие новые возможности дает обращение к телесности в дополнение к вербальной коммуникации; какие части истории возможно «перевести» на язык танца и перформанса и как по сравнению с экскурсией меняется взаи - моотношение участников с местом и друг с другом.
Об авторе
С. А. КондратьеваЛитва
Светлана Александровна Кондратьева магистр гуманитарных наук в исследованиях наследия, Ассистент преподавателя, Департамент гуманитарных наук
01127 Vilnius, Saviciaus Str.,17
Тел.: +370 (5) 263-9650
Список литературы
1. Ассман 2014 — Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. М.: Нов. лит. обозрение, 2014.
2. Линченко 2016 — Линченко А. А. Память тела в пространстве повседневной исторической культуры: философско-методологический аспект // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 12. С. 14-20.
3. Святославский 2018 — Святославский А. В. Основы профессионального мастерства экскурсовода. М.: Древлехранилище, 2018.
4. Фишер-Лихте 2015 — Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Пер с нем. Н. Кандинской; Под общ. ред. Д. В. Трубочкина. M.: Play&Play; Канон+, 2015.
5. Cepaitiene 2015 — Cepaitiene R. Genius loci as a “nameless value” of natural and built heritage // How to assess built heritage? Assumptions, methodologies, examples of heritage assess¬ment systems / Ed. by B. Szmygin. Lublin: ICOMOS Poland; Romualdo Del Bianco Foundation; Lublin University of Technology, 2015. P. 75-96.
6. Fleishman 2012 — Fleishman M. The difference of performance as research // Theatre Research International. Vol. 37 No. 1. 2012. P. 28-37.
7. Haseman 2006 — Haseman B. A manifesto for performative research // Media International Australia incorporating Culture and Policy. № 118. 2006. P. 98-106.
8. Hunter 2015 — Hunter V. Experiencing space: The implications for site-specific dance performance // Moving sites: Investigating site-specific dance performance / Ed. by V. Hunter. London: Routledge, 2015. P. 25-39.
9. Mazeikiene 2010 — Mazeikiene R. Animating genius loci: Historical memory and site-specific performance // Meno istorija ir kritika: MIK = Art History and Criticism. Vol. 6. 2010. P. 88-93.
Рецензия
Для цитирования:
Кондратьева С.А. Между экскурсией и танцем: опыт работы с исторической средой через сайт-специфические перформативные практики. Шаги/Steps. 2022;8(1):124–139. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-124-139
For citation:
Kondratyeva S.A. Between guided tour and dance: Experiencing the historical environment through site-specific performative practices. Shagi / Steps. 2022;8(1):124–139. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-124-139