Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Один в театре: феномен спектакля для одного зрителя

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-78-89

Аннотация

Ситуация, когда зритель оказывается наедине с актером или актором (перформативным пространством, технологическим объектом и пр.), в неконвенциональных театральных проектах используется все чаще. Условия игры бывают разными, но принцип зрительского одиночества очевидным образом влияет на театральный сюжет. Что происходит с сюжетом? Что происходит со зрителем, когда на него ложится вся полнота ответственности за результат спектакля? В статье рассматриваются спектакли для одного зрителя, созданные в поле инсталляционного театра и театра объектов, где ситуация одиночного смотрения интенсифицирует опыт зрителя, не лишая его субъектности. Также подробно анализируются партиципаторные спектакли, где единственный зритель вступает в тесный контакт с перформером. В России распространение таких опытов связано с пандемией, спровоцировавшей развитие цифрового театра. Спектакли, устанавливавшие со зрителем контакт один на один, работали с ситуацией перманентной включенности вне реального общения, с ситуацией тревоги и одиночества. Обладая терапевтическим значением, такие проекты также неминуемо объективируют зрителя, поскольку в предельно сконцентрированной ситуации отсутствия кого-либо, кроме перформера и зрителя, он лишен возможности контролировать направленный на него взгляд извне.

Об авторе

Ю. А. Клейман
Российский государственный институт сценических искусств; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Юлия Анатольевна Клейман кандидат искусствоведения доцент, кафедра зарубежного искусства, театроведческий факультета; приглашенный преподаватель, Школа филологических наук, факультет гуманитарных наук

191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 34 Тел.: +7(812)2731581 

101000, Москва, ул. Мясницкая, 20 Тел.: +7(495)7713232



Список литературы

1. Гройс 2007 — Гройс Б. Генеалогия партиципативного искусства // Московский художественный журнал. № 67–68. Цит. по электрон. версии. URL: 2007. http:// moscowartmagazine.com/issue/25/article/394.

2. Гройс, Мизиано 2019 — Гройс Б. О территории, материи, племенах, классовой борьбе и иных сложностях... / Интервью В. Мизиано // Московский художественный журнал. № 111. 2019. Цит. по электрон. версии. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/100/article/2215.

3. Клейман 2020 — Клейман Ю. Спонтанная программа фестиваля «Точка доступа»: онлайн проекты как опыт взаимодействия // Materials of the International scientific online conference «THEATRE ONLINE”. 11 May 2020 = Материалы Международной дистанционной научной конференции «ТЕАТР ОНЛАЙН». 11 Мая 2000 / Ред. кол.: А. Еркебай, Э. Джафаров, Л. Чхартишвили. Алматы; Баку; Тбилиси: Междунар. Объединение Театральных Критиков, 2020. С. 77–80.

4. Маклюэн 2003 — Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003.

5. Сартр 2004 — Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр. М.: Республика, 2004.

6. Ямпольский 2019 — Ямпольский М. Изображение: Курс лекций. М.: Нов. лит. обозрение, 2019.

7. Aronson 2018 — Aronson A. The history and theory of environmental scenography. London: Methuen Drama, 2018.

8. Gardner 2009 — Gardner L. How intimate theatre won our hearts // The Guardian. 2009. August 11. URL: https://www.theguardian.com/culture/2009/aug/11/intimate-theatre-edinburgh.

9. Kleiman 2019 — Kleiman Y. Running in circles: The Homo Novus Festival 2018 in Riga // Theatre and Performance Design. Vol. 5. No. 3–4. 2019. P. 296–309.

10. Schechner 1994 — Schechner R. Environmental theater. New York; London: Applause Books, 1994.

11. Zerihan 2009 — Zerihan R. Introduction // One to one performance / Ed. by R. Zerihan. London: Live Art Development Agency, 2009. P. 3–7.


Рецензия

Для цитирования:


Клейман Ю.А. Один в театре: феномен спектакля для одного зрителя. Шаги/Steps. 2022;8(1):78–89. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-78-89

For citation:


Kleiman Yu.A. Alone in the theatre: The phenomenon of a performance for a single spectator. Shagi / Steps. 2022;8(1):78–89. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-78-89

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)