Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

К вопросу о формировании ценности сценических практик in situ

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-27-41

Аннотация

Исследуется валоризация сценических практик in situ по трем направлениям. Согласно первой, эстетической логике действия и оценки, ценность спектакля in situ состоит в повышении художественных и технических качеств спектаклей. Традиционно французские профессиональные эксперты рассматривали представления вне театральных сцен как искусство второго сорта. Однако начиная с 1990-х годов уличные представления получают институциональное и экспертное признание как способ обновления отношений между художниками, пространствами и зрителями. Вторая, гражданская логика определяет общий интерес к искусству через культурную демократизацию. Проведение представлений вне театров видится в этом ключе способом более непосредственного обращения к местным жителям. Тем не менее перформативные практики in situ заинтересовывают скорее обычных театральных завсегдатаев, чем местных неофитов. На горизонтальное взаимодействие между профессиональными художественными навыками и культурными ориентирами местных участников ориентирован проект культурной демократии. Расширение социально-демографического состава аудитории происходит за счет участия зрителей в перформативных практиках, что предлагает возможность пересмотреть отношения со средой. Согласно третьей логике, исходящей из ценности наследия, сила памяти объектов наследия может усиливать эстетическую ценность представлений в исторических пространствах. Институции же, связанные с наследием, организуют перформативные события для привлечения посетителей и улучшения своего имиджа.

Об авторе

Д. Уррутьяге
Университет Новая Сорбонна
Франция

Даниэль Уррутьяге, доктор театроведения профессор, Институт театральных исследований

75005, Paris, 13 rue Santeuil Тел.:  +33145874060



Список литературы

1. Abrille, R. (2018). Vers de nouveaux publics? Le cas du Musée de la Chasse. In P. Chevalier, A. Mouton-Rezzouk, & D. Urrutiaguer (Eds.). Le musée par la scène. Le spectacle vivant au musée. Pratiques, publics, médiations (pp. 98–99). Deuxième époque. (In French).

2. Bhabha, H. (1994). The location of culture. Routledge.

3. Boltanski, L., & Chiapello, E. (2011). Le nouvel esprit du capitalisme. Gallimard. (In French).

4. Boltanski, L., & Esquerre, A. (2014). La “collection”, une forme neuve du capitalisme: la mise en valeur économique du passé et ses effets. Les temps modernes, 679, 5–72. (In French).

5. Boltanski, L., & Thévenot, L. (1991). De la justification. Les économies de la grandeur. Gallimard. (In French).

6. Clidière, S., & Morant, A. de (2009). Extérieur Danse. Essai sur la danse dans l’espace public. L’Entretemps. (In French).

7. Crespin, M. (1997). L’espace public de la ville: la scène d’un théâtre à 360°. Etudes théâtrales, 11–12, 86–90. (In French).

8. Danto, A. (1981). The transfiguration of the commonplace: A philosophy of art. Harvard Univ. Press.

9. Darbel, A., & Bourdieu, P. (1996). L’amour de l’art: les musées et leurs publics. Éditions de Minuit. (In French).

10. Goetschel, P. (2004). Renouveau et décentralisation du théâtre. 1945–1981. PUF. (In French).

11. Grasset, A., & Peduzzi, F. (1998). Contribution. Ministère de la Culture. (In French).

12. Jeudy, H.-P. (1999). Les usages sociaux de l’art. Éditions Circé. (In French).

13. Lextrait, F. (2001). Une nouvelle époque de l’action culturelle. La Documentation française. (In French).

14. Menger, P.-M. (2010). Les politiques culturelles en Europe: modèles et évolutions. In Ph. Poirrier (Ed.). Politiques et pratiques de la culture (pp. 276–287). La Documentation française. (In French).

15. Oldenburg, R. (1999). The great good place: Cafes, coffee shops, bookstores, bars, hair salons, and other hangouts at the heart of a community. Marlowe & Company.

16. Rancillac, F., & Urrutiaguer, D. (2011). Un binôme pour entrer dans le théâtre. Registres, 15, 60–69. (In French).

17. Shanks, G. (2018). Objets dansants: genre, travail et danse contemporaine au Hammer Museum / Trad. de l’américain par P. Chevalier. In P. Chevalier, A. Mouton-Rezzouk, & D. Urrutiaguer (Eds.). Le musée par la scène. Le spectacle vivant au musée. Pratiques, publics, médiations (pp. 143–151). Deuxième époque. (In French).

18. Terrasse, J.-M. (2018). Patrice Chéreau au Louvre, inventaire avant Elektra. In P. Chevalier, A. Mouton-Rezzouk, & D. Urrutiaguer (Eds.). Le musée par la scène. Le spectacle vivant au musée. Pratiques, publics, médiations (pp. 20–28). Deuxième Epoque. (In French).

19. Urfalino, Ph. (1989). Les politiques culturelles: mécénat caché et académies invisibles. L’Année sociologique, 39(1), 81–109. (In French).

20. Urrutiaguer, D. (2014). A avaliação das companhias de teatro pelo Ministério da Cultura em França. Análise Social. Revue de l’Institut Social de l’Université de Lisbonne, 49(4(213)), 906–925. (In Portuguese).

21. Urrutiaguer, D. (2018). Le modèle du troisième lieu appliqué aux Bibliothèques municipales: quels déplacements de frontières? In Y. Maury et al. (Eds.). Bibliothèques en mouvement. Innover, fonder, pratiquer de nouveaux espaces de savoir (pp. 93–106). Presses Universitaires du Septentrion. (In French).

22. Urrutiaguer, D. (2019). La diffusion de la danse en France entre 2011 et 2015. Onda. (In French).

23. Urrutiaguer, D., Ciosi, L., & Suzanne, G. (2017). La diversification de l’offre des établissements culturels patrimoniaux dans les Métropoles du Grand Paris et d’Aix-Marseille-Provence par le spectacle vivant. In Y. Nicolas (Ed.). Modèles économiques des musées et des bibliothèques (pp. 91–140). La Documentation française. (In French).

24. Urrutiaguer, D., & de Verdalle, L. (2014–2015). Transfiguration théâtrale des objets par les sonorités et valeur esthétique. L’Annuaire théâtral: revue québécoise d’études théâtrales, 56–57, 123–134. (In French).

25. Urrutiaguer, D., Henry, Ph., & Duchêne, C. (2012). Territoires et ressources des compagnies en France. Culture études, 2012(1), 1–16. (In French).


Рецензия

Для цитирования:


Уррутьяге Д. К вопросу о формировании ценности сценических практик in situ. Шаги/Steps. 2022;8(1):27–41. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-27-41

For citation:


Urrutiaguer D. Stage practices in situ: Formation of value. Shagi / Steps. 2022;8(1):27–41. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-27-41

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)