Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Интервенция как способ сделать театр политическим

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-66-77

Аннотация

Статья посвящена интервенциям в современном российском театре и их политическому аспекту, а также некоторым примерам нарушения способов производства и передачи знания в области современного театроведения, принятых в неолиберальных образовательных практиках. Интервенция является методом работы, параметры которого обозначила Клэр Бишоп в своей лекции, прочитанной на фестивале «Точка доступа» летом 2020 г. Интервенция отражает протестную или критическую интенцию художников, их отказ встраиваться в существующую систему и нежелание самоопределяться через театр.  В выборе таких технологий осуществляет себя политическое, если понимать его как стремление обнаружить и сделать видимыми конфликты и противоречия, скрытые в обществе или не проговариваемые достаточно эффективно и открыто. При этом именно театральные техники в их обновленном и перезагруженном виде представляются продуктивным ресурсом для создания нового языка в искусстве. Статья опирается на интервью с режиссерами, драматургами и активистами, а также на материал увиденных спектаклей и перфолекций. Основной вывод автора заключается в обнаружении собственно театрального корня внутри театрально-активистских практик, который позволяет говорить о них как о «спектаклях», а театру дает ресурс для развития и самообновления.

Об авторе

К. Н. Матвиенко
Электротеатр Станиславский
Россия

Кристина Николаевна Матвиенко, кандидат искусствоведения, куратор

Москва, 125009, Тверская ул., д. 23 Тел.: +7 (495) 699-63-72

 



Список литературы

1. Болотян 2019 — Болотян И. Театр как пытка: «Груз 300» и его противоречия // Театр. № 38. 2019. C. 98–105.

2. Бодрийяр 1999 — Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа / Пер. с фр. // Поэтика и политика: Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук / [Отв. ред. Н. А. Шматко]. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. С. 193–226.

3. Зеленская 2019 — Зеленская В. «Квартира» как особое место // сигма. 2019. 27 марта. URL: https://syg.ma/@vita-zelenska/kvartira-kak-osoboie-miesto.

4. Мазин 2018 — Мазин В. И еще раз о новом бес-порядке, том и этом // Художественный журнал. № 107. 2018. С. 6–13.

5. Морозов, Будрайтскис 2018 — Морозов В., Будрайтскис И. Хаос как избыток миропорядка // Художественный журнал. № 107. 2018. С. 14–23.

6. Чухров 2021 — Чухров К. Демократические злоключения постдраматического театра // Театр. № 43. 2021. C. 87–95.

7. Шапока 2018 — Шапока К. Концепция «нового беспорядка» в повседневных ситуациях в сегодняшних авангардных практиках // Художественный журнал. № 107. 2018. С. 124–131.

8. Штайерль 2018 — Штайерль Х. Ужас тотального Dasein: экономики присутствия в поле искусства / Пер. с англ. // Художественный журнал. № 107. 2018. С. 76–83.

9. Шомова 2016 — Шомова С. А. От мистерии до стрит-арта: Очерки об архетипах культуры в политической коммуникации. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2016.

10. Ziemilski 2016 — Ziemilski W. Participation, and some discontent // Joined forces: Audience participation in theatre / Ed. by A. R. Burzyńska, F. Malzacher. Berlin: Alexander Verlag Berlin, 2016. P. 168–179.


Рецензия

Для цитирования:


Матвиенко К.Н. Интервенция как способ сделать театр политическим. Шаги/Steps. 2022;8(1):66-77. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-66-77

For citation:


Matvienko K.N. Intervention as a means to make a political theatre. Shagi / Steps. 2022;8(1):66-77. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-66-77

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)