Между вторжением и совместным опытом: к вопросу о взаимоотношении спектаклей в публичном пространстве со средой
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-81-42-65
Аннотация
Статья посвящена спектаклям в публичном пространстве и их способам взаимодействия со средой. На основе интервью с режиссерами и зрителями анализируются восприятие среды театром и дискурсивные стратегии описания того, как театр проникает в городское пространство. Анализируются спектакли «Есть Ростов» Элины Куликовой в рамках фестиваля «Трансформация», «Attentifs, ensemble» коллектива «Ici-même», «D’ici on voit la tour Eiffel» Эмы Друэн и произошедшие во время их показов сбои восприятия — отмеченные либо зрителями, либо режиссерами. Рассмотрение этих сбоев приводит к констатации следующих закономерностей театра in situ: спектакль in situ нарушает повседневную жизнь места и может приводить к конфликту между пользователями пространства и театральными акторами, которые своим приходом начинают присваивать пространство и оспаривать существующие в нем коды и практики, причем конфликт этот связан с процессом объективации; спектакль in situ может погружать зрителей в пространство и выявлять нормы и иерархии, в нем содержащиеся, с помощью привнесения туда игровых сцен, при этом присутствие наблюдателей со стороны, например полиции, мешает иммерсивности; спектакль in situ может становиться площадкой для коммуникации с горожанами и служить валоризации повседневных маршрутов, в том числе в незрелищных, нецентральных местах.
Ключевые слова
Об авторе
Е. И. ГордиенкоРоссия
Елена Игоревна Гордиенко, кандидат филологических наук доцент, кафедра культурологии и социальной коммуникации, Школа актуальных гуманитарных исследований; доцент, Школа философии и культурологии, факультет гуманитарных наук
119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82 Тел.: +7 (495) 937-95-26
105066, Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4 Тел.: +7 (495) 772-95-90
Список литературы
1. Аванесян, Хенниг 2014 — Аванесян А., Хенниг А. Поэтика настоящего времени / Пер. с нем. Б. М. Скуратова; Ред. П. Ханова. М.: РГГУ, 2014.
2. Аронсон 2019 — Аронсон А. Театр в реальном пространстве в век цифровой реальности [Окончание] // Сцена. 2019. № 6 (121). С. 70–72.
3. Арсеньев 2017 — Арсеньев П. Театр настоящего времени: Remote X как вымысел действия // Игра. Текст. Культура: Научный сборник / Под ред. А. Гринштейна. Вып. 3. Самара: Лаборатория семиотики культуры Самарской государственной областной академии (Наяновой), 2017. C. 103–114.
4. Гордиенко 2017 — Гордиенко Е. И. Спектакли in situ: документальное пространство игры // Шаги/Steps. Т. 3. № 3. 2017. С. 81–96.
5. Гордиенко 2020 — Гордиенко Е.И. Непрофессионалы на профессиональной сцене: эстетика обыденного в современном театре и танце // Практики и интерпретации. Т. 5. № 1. 2020. С. 82–99.
6. Женетт 1998 — Женетт Ж. Повествовательный дискурс [1972] / Пер. с фр. Н. Перцова // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 60–280.
7. Клиффорд 2014 — Клиффорд Дж. Об этнографической аллегории / Пер с англ. О. Кирчик под ред. О. Корбута // Социологическое обозрение. Т. 13. № 3. 2014. С. 94–125.
8. Лакофф, Джонсон 1990 — Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Пер. с англ. Н. В. Перцова // Теория метафоры / Сост. Н. Д. Арутюнова, М. А. Журинская. М.: Прогресс, 1990. С. 387–415.
9. Лефевр 2015 — Лефевр А. Производство пространства / Пер. с фр. И. Стаф. М.: Strelka Press, 2015.
10. Малви 2000 — Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф / Пер. с англ. // Антология гендерной теории: Сб. пер. / Сост. и коммент. Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
11. Мильруд, Кондакова 2005 — Мильруд Р. П., Кондакова Н. Н. Теории ошибок в методике обучения иностранному языку // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». № 7. 2005. С. 128–134.
12. Серто 2013 — Серто М. де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / Пер. с фр. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2013.
13. Склез 2013 — Склез В. Восстановленная справедливость: документальный театр как суд над историей // Артикульт. 2013. № 3 (11). С. 24–31.
14. Усманова 2013 — Усманова А. От художественного акционизма к перформативной политике: искусство и публичная сфера // Публичная сфера. Теория, методология, кейс стади / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. С. 125–149.
15. Учитель 2020 — Учитель К. А. Гений места: опыты взаимодействия: Тезисы и наблюдения // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 2. С. 141–155.
16. Ardenne 2002 — Ardenne P. Un art contextuel. Paris: Flammarion, 2002.
17. Baecke 2019 —Baecke A. de. Une histoire de la marche. Paris: Perrin, 2019.
18. Cerkvenik Bren 2019 — Cerkvenik Bren V. Why don’t we do it in the road: A personal guide to outdoor interactive theatre. Ljubljana: Kulturno umetnisko drustvo Ljud, 2019.
19. Chaudoir 2000 — Chaudoir Ph. Discours et figures de l’espace public à travers les “Arts de la Rue”. La ville en scènes. Paris: L’Harmattan, 2000.
20. Citton 2014 — Citton Y. Pour une écologie de l’attention. Paris: Seuil, 2014.
21. Delfour 1997 — Delfour J. Rue et théatre de rue: habitation de l’espace urbain et spectacle théatral // Espaces et sociétés. 1997. No. 2(90). P. 145–166.
22. Drouin 2008 — Drouin E. La rue, le plus court chemin entre soi et les autres? / Etudes théâtrales. No. 1–2(41–42): Le théâtre de rue. Un théâtre de l’échange. 2008. P. 165–170.
23. Drouin, Guyomarc’h 2018 — Drouin E., Guyomarc’h J. Structure du spectacle vivant dans l’espace public: Deuxième Groupe d’intervention // Les cahiers de la LCD. 2018. HS1 (Hors-série; N°1). P. 156–166.
24. Escorne 2015 — Escorne M. L’art à même la ville. Pessac: Presses Universitaires de Bordeaux, 2015.
25. Fix 2018 — Théâtre et ville. Espaces partagés: patrimoine, culture, savoir / Ed. F. Fix. Dijon: Editions Universitaires de Dijon, 2018.
26. Formis 2010 — Formis B. Esthétique de la vie ordinaire. Paris: Presses Universitaires de France, 2010.
27. Gaber 2009 — Gaber F. Comment ça commença. Les arts de la rue dans le contexte des années 70. Paris: Ici et là, 2009.
28. Gonon 2011 — Gonon A. In vivo. Les figures du spectateur des arts de la rue. Montpellier: L’Entretemps, 2011.
29. Kaye 2000 — Kaye N. Site-specific art: Performance, place and documentation. London: Routledge, 2000.
30. Kleiman 2018 — Kleiman Y. St. Petersburg: a site-specific stage // Theatre and Performance Design. Vol. 4. No. 3. 2018. P. 261–279.
31. Lee 2013 — Lee H.-K. Les arts de la rue en France: une logique de double jeu. Paris: L’Harmattan, 2013.
32. Lefkowitz 2015 — Lefkowitz M. Walk, Hands, Eyes (a city). Aubervilliers, Paris: Les laboratoires d’Aubervilliers, les Beaux Arts de Paris, 2015.
33. MacCannell 1973 — MacCannell D. Staged authenticity: Arrangements of social space in tourist settings // American Journal of Sociology. Vol. 79. No. 3. 1973. P. 589–603.
34. Maleval, Lachaud 2015 — Maleval M., Lachaud J.-M. Rue des arts: Productions artistiques et espace urbain. Paris: L’Harmattan, 2015.
35. Ostrowetsky 1997 — Ostrowetsky S. La rue et la thébaide // Espaces et sociétés. 1997. No. 2(90). P. 139–144.
Рецензия
Для цитирования:
Гордиенко Е.И. Между вторжением и совместным опытом: к вопросу о взаимоотношении спектаклей в публичном пространстве со средой. Шаги/Steps. 2022;8(1):42–65. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-81-42-65
For citation:
Gordienko E.I. Between intervention and sharing: On the relationship of performances in public spaces to the milieu. Shagi / Steps. 2022;8(1):42–65. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-81-42-65