Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск
Том 11, № 4 (2025)
Скачать выпуск PDF

ОТ РЕДАКТОРОВ

ФИГУРЫ ВЛАСТИ: ИСТОРИОГРАФИЯ, ПОЛИТИКА, ФИЛОСОФИЯ

15-34 58
Аннотация

В статье рассматривается, как возникла и развивалась легенда о путешествии Карла Великого в Иерусалим и Константинополь. Ее истоки можно найти уже в каролингской историографии: авторы преобразовали упоминания о дипломатических отношениях с Востоком в передачу Гроба Господня франкскому императору. Становлению легенды также способствовало и развитие образа Карла как покровителя Церкви и собирателя реликвий, так как обмен послами и встречи паломников сменились его самостоятельным путешествием в Святую землю за реликвиями Страстей Господних. Перенос реликвий играл и важную политическую роль, символизируя преемственность империи на Западе. По мере развития идей крестоносного движения на Восток дружба Карла Великого с Харуном ар-Рашидом исчезла из истории, а его паломничество приобрело милитаристские мотивы в духе крестоносной риторики. Источники, повествующие о путешествии Карла Великого на Восток, были созданы обособленно друг от друга, что не позволяет утверждать о поступательном развитии этого сюжета в рамках единой традиции. Однако авторская позиция в каждом случае могла опираться на сформированное в народе представление о возможности такого события, отчего впоследствии этот сюжет даже вошел в историографию и встроился в череду исторических событий наряду с победой императора Ираклия над персами и Первым крестовым походом.

35-62 113
Аннотация

В статье продолжается исследование принципов конструирования образа священника в поздней античности на примере «Апологии» свт. Григория Богослова. Демонстрируется, что литературный образ священника конструируется с использованием образов других носителей власти и мыслится как один из них, поскольку свт. Григорий использует топосы и лексику политической литературы. Ключевым является платонический образ философа-правителя, а также лексика из скорее монархической, чем демократической традиции. Рассматривается происхождение и традиция использования формулы «искусство искусств и наука наук» (τέχνη τεχνῶν καὶ ἐπιστήμη ἐπιστημῶν), которой автор определяет священство. Показывается, что таким образом свт. Григорий ставит священника на место философа в платонической традиции. Это подтверждается анализом аллюзий на «Горгия» Платона, содержащего образы двух универсальных властных ролей: ритора и философа. Восходящее к этому диалогу сравнение заботы о душе с медициной развивается свт. Григорием за счет включения туда положений христианского благовестия и описания принципов душепопечения, которые не находят прецедентов в предшествующей письменности. Помимо этого, автор объединяет в описываемом образе функции ритора и жреца, делая его всеобъемлющим лидером церковного пространства, осмысляемого по аналогии с полисным. В заключение проводится сравнение с образом Пифагора, как он описан у Ямвлиха, который, как и священник, сочетает политическое измерение (руководство сообществом) с сотериологической перспективой через действие на душу разными способами: общественным словом, индивидуальным общением, примером, через культ. Сравнение позволяет увидеть, что священник и локальная Церковь мыслятся свт. Григорием не как отдельное новое политическое пространство со своей властной структурой, а как его метафорическая проекция, универсальная с точки зрения определения идентичности, но не отрицающая при этом наличные политические институты.

63-85 66
Аннотация

В статье исследуется ситуация роста внимания к практикам исповеди, сложившаяся в Византии на рубеже X–XI вв. и продлившаяся до конца XII в. Целью статьи является выявление особенностей высказываний представителей средневизантийской канонической мысли и обнаружение способов (концептов, категорий, иерархических систем), при помощи которых они встраивали феномен тайной исповеди в сложную систему взаимоотношений в византийском социуме, а также оценка их органичности современному им дискурсу. Статья состоит из двух разделов, посвященных ситуациям XI и XII вв. соответственно, и в каждом из них сначала описываются позиции основных авторов периода, а затем производится их анализ и историческая контекстуализация. В первом разделе сравниваются исторические нарративы развития института исповеди, выстраиваемые тремя авторами: прп. Симеоном Новым Богословом, патриархом Антиохийским Иоанном IV Окситом, экс-хартофилаксом Никифором. Оказывается, что все стороны видят ситуацию сходным образом, хотя и расходятся в ее оценке. К этому добавляется сюжет о разном восприятии сторонами результатов переговоров между делегацией афонских монахов и патриархом Николаем III Грамматиком. Наложение этих сюжетов на исторический контекст позволяет сделать вывод о совпадении интересов государственной и церковной власти в отношении упорядочивания практик исповеди. Это описание служит контекстом для последующей оценки взглядов авторов XII в. Во втором разделе описывается и исследуется феномен значительного роста вхождений понятия «власть» (ἐξουσία) в тексты, содержащие размышления об исповеди. Анализируются позиции ключевых церковных правоведов XII в.: Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Анонима, автора неизданного комментария на Номоканон, содержащегося в рукописи Sinaiticus 1117. Реконструируются их представления о том, как «власть вязать и решить» возникает, существует и передается в Церкви. Соотнесение этих представлений с дискуссиями XI столетия позволяют утверждать, что хотя модель Вальсамона была наиболее детализированной, она же оказывается одновременно и наименее органичной взглядам своего времени, что предопределило ее судьбу. В заключении простраивается связь с последующим поздневизантийским периодом, в который были частично восприняты, а частично оставлены представления предыдущего времени.

86-103 54
Аннотация

Статья посвящена процессу формирования образа патриархальной власти, происходившему в России в 1720-е годы. Основным механизмом формирования образа стал перенос на отношения правителя и подданных парадигмы отношений отца и детей. Особую роль в этом восприятии отношений господства и подчинения сыграла политическая трактовка пятой заповеди «Чти отца твоего и матерь твою». Подобная трактовка была распространена после Реформации в протестантских и католических катехизисах, впоследствии приводилась в сочинениях, вышедших из круга киевского митрополита Петра Могилы. Речь шла о том, что наряду с биологическими родителями объектом сыновнего почитания должны быть представители власти, в первую очередь правитель, но также и его сановники, духовные власти, преподаватели и т. п. В петровскую эпоху к этой трактовке обратился Феофан Прокопович, посвятив «отцовской» власти правителя пространные пассажи в известном катехизисе «Первое учение отроком», впервые опубликованном в 1720 г., а также в своих проповедях. Именно в этих текстах подданным транслировался идеал поведения, согласно которому от «подвластных» требовались почет и безоговорочное подчинение правителю, тогда как последний отвечал «отеческим попечением». Обращение к политической трактовке пятой заповеди было еще одним проявлением принципа «власти от Бога», центрального для политического богословия Феофана Прокоповича. В распространении образа патриархальной власти свою роль сыграла и его сочетаемость с идеей «общего добра». В петровской идеологии образ патриархальной власти служил политико-богословским основанием «регулярного полицейского государства», позволяя приравнивать надзор и тщательную регламентацию быта подданных к «отеческому попечению» о них. В послепетровскую эпоху образ патриархальной власти трансформировался в панегирическую топику «матушки императрицы», «матери Отечества». Таким образом, образ патриархальной власти стал частью политической идеологии имперской России.

104-121 5
Аннотация

В статье рассматриваются мотивы и содержание в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, политической активности российских «германофилов» из числа крупных сановников и аристократов, которые предприняли шаги по воздействию на императора Николая II с целью восстановления дружественных отношений Российской империи с германскими монархиями. Как показывает анализ источников, российские самодержцы начиная с 1880-х годов находились под мощным влиянием пан- славистов и неославянофилов и сами на психоментальном уровне разделяли установки этих идеологических течений. В то же время вплоть до 1914 г. Николай II демонстрировал определенную приверженность династическим связям с Германией, часто посещал эту страну и поддерживал внешне дружеские отношения с кайзером Вильгельмом II. Это рождало определенные иллюзии у российских «германофилов», представленных среди как дипломатов, так и придворных, в отношении возможного изменения внешнеполитического курса. Однако их публичные выступления и прямое обращение к царю (В. П. Мещерского, П. Н. Дурново и М. А. Таубе) не привели ни к каким политическим результатам. На наш взгляд, это объяснялось как отсутствием разработанной идеологии (российские «германофилы» использовали уже анахроничную концепцию «монархической солидарности» или руководствовались политико-экономическим прагматизмом), так и тем внутренним выбором в пользу «национальной» войны против Германии, который Николай II сделал задолго до 1914 г. Неудивительно, что попытки на основе рациональных аргументов обосновать опасность столкновения России с Центральными державами проиграли в конечном счете иррациональной идеологической конструкции, которая утвердилась в сознании последнего российского царя.

КОНСТРУИРОВАНИЕ «ДРУГОГО» В МЕДИА

122-138 14
Аннотация

В cтатье анализируются особенности стиля коммуникации женщин-политиков в TikTok. Исходная предпосылка исследования состоит в том, что по причине своей гендерной принадлежности они представляют инаковость в цифровых политических сценариях. Эмпирическую базу исследования составила коммуникация в TikTok четырех женщин-политиков из Испании и четырех из Аргентины. Применен метод контент-анализа. Общая выборка составила 400 единиц анализа, взятых из совокупности публикаций, сделанных в TikTok восемью женщинами-политиками из Аргентины и Испании. Проанализировано по 50 видеороликов, опубликованных каждым из политических инфлюенсеров в контексте национальных избирательных кампаний в обеих странах. В случае с испанскими женщинами-политиками в выборку вошли видеоролики, опубликованные до 23 июля 2023 г. включительно (т. е. до даты всеобщих выборов в Испании), в случае с аргентинскими женщинами-политиками – видеоролики, опубликованные до 13 августа 2023 г. включительно (т. е. до даты проведения одновременных открытых первичных выборов (PASO) в Аргентине). Результаты позволили авторам выявить предпочтения анализируемых политиков в отношении типов создаваемых видеороликов, классифицировать типы передаваемых ими эмоций, основной контент, который они распространяют, а также степень персонализации их видеороликов.

139-166 7
Аннотация

В данной статье анализируется медиапродукция религиозных профилей в цифровых социальных сетях с применением метода картографического дискурс-анализа. Картографический дискурс-анализ используется для картирования психосоциальных ландшафтов, привязанностей, векторов сил, которые постоянно находятся в движении и не имеют иерархической структуры, – например, корней ризоматических растений, послуживших метафорическим источником вдохновения для Делёза и Гваттари. Цель исследования – выявить, как евангелические религиозные фундаменталистские группы, связанные с так называемыми новыми бразильскими правыми, стратегически используют цифровые медиа для конструирования, распространения и переосмысления политических дискурсов. Авторы выявляют взаимосвязи между дискурсивными практиками, для чего проводится исследование того, как эти группы освещали и комментировали конфликт между Израилем, ХАМАС и Палестиной – событие, происходящее в геополитическом, культурном и религиозном контексте, отличном от бразильского, – превращая его в упрощенный моральный нарратив, основанный на дихотомии добра и зла и политической сакрализации Государства Израиль. Будучи встроенными в динамику цифровых медиа, эти группы мобилизуют эссенциалистские, бинарные и редукционистские дискурсы для распространения своих истин, влияния на общественное мнение и привлечения поддержки для социально-политических интервенций. Отмечено усиление языка вражды, направленного против социальных меньшинств, а также легитимация политических лидеров, разделяющих консервативные христианские ценности. Авторы приходят к выводу, что понимание этих дискурсивных практик имеет основополагающее значение для рассмотрения альтернативных форм политического вмешательства, способствующих уважению к разнообразию, равенству и укреплению демократической культуры.

167-179 17
Аннотация

Статья посвящена тому, каким образом и с какой целью российские старообрядцы разных согласий используют социальные медиа. На основе наблюдений в цифровой среде (онлайн-этнография) и интервью со старообрядческими религиозными лидерами, администраторами телеграм-каналов и страниц старообрядческих общин в социальной сети «ВКонтакте», а также с активными пользователями соцсетей рассматриваются различия в использовании наиболее популярных медиаплощадок. В статье уделяется внимание тому, как сами сообщества меняются под влиянием использования социальных медиа, а также тому, как технические аффордансы разных площадок формируют оптимальную среду для взаимодействия старообрядцев и достижения поставленных целей в рамках онлайн коммуникации. Исследование показало, что в настоящее время старообрядцы используют «ВКонтакте» и Телеграм как основные площадки для цифровой проповеди, обмена новостями, трансляции важных для общин сообщений и очерчивания своего культурного пространства в Сети. На предпочтения площадки оказывает влияние возможность ограничивать доступ к данным, защищать их от копирования, использовать разные форматы данных, а также удобство переписки. При выборе способа взаимодействия с той или иной платформой старообрядцы поступают в соответствии со своими религиозными представлениями, а не следуя логике медиа. Доступ к социальным медиа не только объединяет, но и создает разрывы внутри сообществ в зависимости от взглядов на цели использования медиаплощадок (в то время как одни создают хронику своей общины в социальной сети, другие считают возможным обсуждать онлайн вопросы веры). Онлайн-коммуникация размывает границы сообществ, разделяя верующих при помощи тех же инструментов, которые призваны создавать безграничное пространство для общения.

180-204 22
Аннотация

На примере проекта «Фома», действующего по благословению Русской православной церкви, но финансируемого светскими источниками, в статье рассматривается работа религиозного медиапроекта с фрагментацией аудитории, характерной для всего современного медиапространства. Автор выдвигает гипотезу о том, что разнообразие современных технологий, позволяющих доставлять информацию с высокой степенью персонализации, приводит к появлению нового типа инаковости – технологической: вместо представления «другого» в самом контенте современные разветвленные медиапроекты могут разделять информацию и доставлять разные ее части соответствующим сегментам аудитории. Опираясь на идеи глубокой медиатизации, новой материальности и материально-дискурсивного узла, автор предпринимает попытку выявить, как именно в мультиплатформенных медиапроектах работает связка материальности, контента и паттернов медиапотребления в этом переключении с инаковости в контенте на технологическую инаковость. Для проверки гипотезы автор анализирует платформы, на которых представлен проект «Фома», и форматы, с которыми он работает. Этот анализ дополнен материалами интервью с создателями и лидерами проекта, которые раскрывают их представление о медиапотреблении у аудитории проекта и как представление о медиапотреблении влияет на формирование повестки, выбор формата производимого контента и способов его доставки аудитории. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза подтверждается частично, а дальнейшая разработка предлагаемой идеи требует работы с более тонкой системой различений, в частности, в отношении того, какая часть материальности играет ведущую роль в формировании технологической инаковости. Анализ же выбранного проекта показывает, что разветвленная сеть доставки разнообразного контента не только не работает на формирование нового типа инаковости, но, напротив, является стратегией ее преодоления.

205-221 6
Аннотация

В статье рассматриваются этические сложности, связанные с разработкой инфраструктур исследовательских данных (Research Data Infrastructures, RDI) для оцифрованных архивов с акцентом на материалы, содержащие исторический контент, касающийся вражды. Рассматривается напряжение, с одной стороны, между принципами открытого доступа и массовой оцифровки, которые направлены на повышение доступности знаний, и, с другой стороны, с этическим императивом предотвратить распространение вредного контента, который может увековечить предвзятые идеологии или вредные стереотипы. Для решения этих проблем автор предлагает комплексную этическую стратегию, которая объединяет подход трансэпистемического осмысления с принципами организационного обучения (в понимании Organisations-pädagogik). В этой стратегии особое внимание уделяется сотрудничеству между различными заинтересованными сторонами – архивистами, исследователями, экспертами в области информационных технологий и заинтересованными сообществами – для создания как этически надежных, так и практически жизнеспособных решений. Выходя за пределы исключительно технических или правовых рамок, предложенный подход стремится сбалансировать доступность исторических документов для исследовательских целей и необходимость снижения рисков, связанных с распространением ненавистнического контента. В статье рассматриваются такие важные вопросы, как алгоритмическая предвзятость, которая может непреднамеренно усилить вредные стереотипы, и потенциал двойного назначения технологий искусственного интеллекта, когда технологии, созданные для повышения эффективности архивного дела, могут быть использованы не по назначению. Автор также обсуждает противоречие между принципами открытой науки и ограниченным доступом к чувствительным материалам, выступая за тонко настроенные модели контроля доступа как для человеческих пользователей, так и для систем искусственного интеллекта. Благодаря трансэпистемическому подходу стратегия поддерживает междисциплинарный диалог таким образом, чтобы инфраструктуры исследовательских данных были этичными, сохраняли исторические знания и защищали их от вреда, способствуя формированию стандартов ответственного цифрового архивирования.

ФОРМЫ КУЛЬТУРНОГО ГРАЖДАНСТВА В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

222-242 10
Аннотация

Исследование посвящено тому, как сотрудники музеев в России представляют своих посетителей в контексте развития культурной политики и изменения условий существования музеев. В статье музеи рассматриваются как сложные организации, предполагающие согласование экспертных форм знаний, определенных объектов и интересов посетителей с опорой на принципы организации музейной работы. Эмпирической базой исследования является корпус интервью с 33 музейными работниками из 21 музея 13 регионов России. Анализ выявил три типа музеев, основанных на различных эпистемах (в логике М. Фуко и Т. Беннета), в рамках которых могут быть представлены свои способы конструирования аудитории. К первому типу относятся музеи с сильной образовательной направленностью, существующие уже продолжительное время, поддерживающие традиционный формат экспозиции, которые рассматривают посетителей как реципиентов знания. В музеях второго типа отдается предпочтение развлекательным функциям, они часто возникают в постсоветский период, широко применяют интерактивные подходы в организации выставок и видят в посетителях клиентов, которые должны получать приятные впечатления. Наконец, музеи третьего типа, представленные в первую очередь художественными галереями и вернакулярными музеями, связаны с творческой ориентацией и развитием диалога. Они часто сотрудничают с локальными сообществами и рассматривают посетителей как активных участников в создании смысла экспозиции. Результаты показывают, что сотрудники музеев активно конструируют свою аудиторию через собственное понимание роли музея, специфику работы с экспонатами и способами взаимодействия в рамках выставочного пространства.

243-262 12
Аннотация

Инклюзия и доступность — одни из наиболее актуальных трендов в разработке современных музейных проектов. Придерживаясь данных принципов, музеи работают с исключенными группами, вовлекая людей с инвалидностью в деятельность музея. Данное исследование посвящено рассмотрению трех основных форм взаимодействия музеев с инклюзивными сообществами и выявлению роли музея в их формировании и сплочении. В основу анализа положены 56 глубинных интервью с сотрудниками музеев, работающих с людьми с инвалидностью, и людьми с сенсорной инвалидностью, состоящими в музейных сообществах. Как показали результаты исследования, музей может выступать в качестве площадки, на которую привлекаются уже сформированные инклюзивные сообщества. Данная практика обеспечивается за счет сотрудничества с общественными организациями, фондами и другими заинтересованными сторонами. Музей также может участвовать в формировании собственного инклюзивного сообщества, что обеспечивается системной работой с людьми с инвалидностью, позволяющей им проявлять свою идентичность и экспертность. Кроме того, музеи способствуют формированию профессиональных инклюзивных сообществ, объединяющих людей с инвалидностью и специалистов в области доступности и инклюзии.

263-281 6
Аннотация

Москва является мегаполисом, в котором трудно обнаружить локальные идентичности. Пространственная, культурная, этническая и экономическая мобильность подрывают возможности для формирования устойчивого культурного гражданства на уровне отдельного района при очень размытом и подвижном статусе «москвича». Между тем запрос на локальные городские самоидентификации есть, и его реализации помогают находящиеся в общем пространстве культурные институции, включая районные библиотеки, малые музеи и выставочные залы. Их роль часто незаметна, слабо отрефлексирована, но важна, поскольку они становятся якорями локализации культурного гражданства. В данной статье представлен анализ роли, которую играет сеть локальных выставочных залов Москвы, в большинстве своем расположенных вне центральной части города. Их уникальность заключается в сочетании общегородской культурной повестки, реализуемой через сетевую систему управления на уровне столицы, и в активной включенности в производство локальной культурной идентичности и гражданства. В статье раскрывается, какие материальные, организационные и интеллектуальные ресурсы этой сети выставочных залов позволяют им быть глокализованными акторами городского пространства, связывающими воедино культурную политику столицы и укорененность в местный контекст. Проблема-тизируется медиаторская функция самих выставочных залов через нарративы их сотрудников. Статья основана на материалах интервью с сотрудниками выставочных залов, участниками локальных сообществ и включенном наблюдении за работой упомянутых культурных институций.

МАТЕРИАЛЫ ИТЕХНОЛОГИИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИМ

282-301 57
Аннотация

Рассматривается функционирование янтаря в российской культуре времени правления Анны Иоанновны (1730–1740) и впервые — отношение императрицы к данному процессу. Янтарь представлен как материал декоративно-прикладного искусства, предмет научных исследований и потенциальный объект коллекционирования. Анализ документов и литературы первой половины XVIII в. позволяет утверждать, что Анна Иоанновна разделяла интерес к янтарю, свойственный многим европейским аристократам того времени, а также предпринимала некоторые шаги в содействии формированию естественнонаучной коллекции янтаря Петербургской Кунсткамеры и исследованиям янтаря в Академии наук. Осуществлена реконструкция культурно-исторического контекста формирования коллекций янтаря в России первых десятилетий XVIII в. Деятельность ученых по формированию и научному описанию коллекций показана на примере проекта, представленного на рассмотрение Петербургской Академии наук А. П. Волынским и первой научно-популярной статьи о янтаре, написанной Г. В. Рихманом. В научный оборот вводится документ из фондов Российского государственного исторического архива, содержащий информацию о популярных типах янтарных предметов, включенных в повседневную жизнь общества: «Дело о краже из дома Анны Иоанновны янтарных вещей».

302-334 65
Аннотация

Статья посвящена репрезентации средневекового наследия в старообрядческой культуре на рубеже XIX–XX вв., когда в обществе менялось восприятие староверов: они стали рассматриваться прежде всего как хранители народных демократических традиций, «древлего благочестия» и старины. Внимание сфокусировано на технологических изменениях в переплетном деле старообрядцев, предпочитавших массивный переплет, на основе деревянных крышек, в коже с тиснением. Книги в таких переплетах из Древлехранилища Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета и библиотек Челябинской области составили источниковую базу. Анализ записей, штампов, оттисков на кожаном покрытии книг позволил идентифицировать работы четырех ранее неизвестных старообрядческих мастеров, создававших переплеты на Южном Урале и в Зауралье. Для каждого из них были выявлены характерные технологические приемы, реконструирован арсенал тисненого декора. Обоснован вывод о том, что средневековый переплет продолжал культивироваться старообрядцами, однако не только столичные, но и региональные мастера на рубеже XIX–XX вв. обращались к новационным конструктивным решениям и материалам, а также активно использовали именную маркировку в целях рекламы.

ПУБЛИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ

335-366 45
Аннотация

Публикуемые материалы посвящены цензурным запретам культурных проектов, апеллирующим к оскорбленным религиозным чувствам. Первый комплект документов связан с запретом постановки в России драмы Оскара Уайльда «Саломея». Публикуются письмо В. И. Немировича-Данченко с обоснованием важности для Художественного театра постановки этой драмы и обращение В. Ф. Комиссаржевской с просьбой разрешить запрещенную постановку этой пьесы в переделанном виде. Аргументация сторонников запрета отражена в экспертном разборе адаптации «Саломеи» для русского театра, который был составлен епископом Шацким Иннокентием (Беляевым). Епископ Иннокентий исходил из того, что появление на сцене почитаемых Церковью святых и воспроизведение сюжетов, отсылающих к Евангелию, недопустимо. Завершается этот блок воспроизведением бюрократической переписки о запрете постановок в России как самой «Саломеи», так и любых переделок этой драмы. Второй блок документов посвящен намерению акционерного общества «А. Ханжонков и Ко» подготовить серию документальных фильмов, посвященных жизни Русской церкви. Публикуется подписанное А. А. Ханжонковым письмо в Синод, где он просит о содействии и разрешении осуществлять киносъемку в храмах и монастырях. Также публикуется предназначенная для рассылки архиереям анкета с вопросами о наиболее значимых святынях и архитектурных памятниках епархий. Синод не поддержал проект Ханжонкова, ссылаясь на то, что средствами кинематографа запрещено воспроизводить иконы и святыни. Публикуемые документы демонстрируют, что русская культура начала XX в. активно осваивала и адаптировала христианскую культуру, что давало повод обвинять авторов культурных и просветительских проектов в профанации сакрального.

РЕЦЕНЗИИ

367-373 25
Аннотация

Рецензия на: Ng E. Cancel culture: A critical analysis. Cham: Palgrave Macmillan, 2022. ix +153 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-97374-2.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)