Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Учить или развлекать: конструирование аудитории сотрудниками музеев в России

EDN: RQWIUC

Аннотация

Исследование посвящено тому, как сотрудники музеев в России представляют своих посетителей в контексте развития культурной политики и изменения условий существования музеев. В статье музеи рассматриваются как сложные организации, предполагающие согласование экспертных форм знаний, определенных объектов и интересов посетителей с опорой на принципы организации музейной работы. Эмпирической базой исследования является корпус интервью с 33 музейными работниками из 21 музея 13 регионов России. Анализ выявил три типа музеев, основанных на различных эпистемах (в логике М. Фуко и Т. Беннета), в рамках которых могут быть представлены свои способы конструирования аудитории. К первому типу относятся музеи с сильной образовательной направленностью, существующие уже продолжительное время, поддерживающие традиционный формат экспозиции, которые рассматривают посетителей как реципиентов знания. В музеях второго типа отдается предпочтение развлекательным функциям, они часто возникают в постсоветский период, широко применяют интерактивные подходы в организации выставок и видят в посетителях клиентов, которые должны получать приятные впечатления. Наконец, музеи третьего типа, представленные в первую очередь художественными галереями и вернакулярными музеями, связаны с творческой ориентацией и развитием диалога. Они часто сотрудничают с локальными сообществами и рассматривают посетителей как активных участников в создании смысла экспозиции. Результаты показывают, что сотрудники музеев активно конструируют свою аудиторию через собственное понимание роли музея, специфику работы с экспонатами и способами взаимодействия в рамках выставочного пространства.

Об авторах

Т. А. Власова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Татьяна Анатольевна Власова, кандидат философских наук старший научный сотрудник,
Международная лаборатория исследований социальной интеграции

101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20



К. Н. Обухов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Константин Николаевич Обухов, кандидат философских наук старший научный сотрудник, Международная лаборатория исследований социальной интеграции

101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20



Список литературы

1. Абрамов и др. 2023 — Абрамов Р. Н., Баранов Д. А., Гринько И. А., Куприянов П. С., Слепцова (Кызласова) И. С., Чеснокова Е. Г. Полемические рассуждения о «вернакулярном музее» // Этнографическое обозрение. 2023. № 6. С. 111–138. https://doi.org/10.31857/S0869541523060088.

2. Батлер 2018 — Батлер Дж. Заметки к перформативной теории собрания / Пер. Д. Кралечкина под ред. А. Кондакова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.

3. Кондратьева 2022 — Кондратьева С. От молчаливого присутствия к главным ролям. Креативные практики работы с наследием как стратегия соучастия // Ctrl + S. Европейское наследие / Науч. ред. С. А. Стурейко. Вильнюс: Ciklonas, 2022. С. 91–99.

4. Кулева 2020 — Кулева М. И. Социологические открытия «Открытых систем» // Открытые системы: Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020 / Под ред. А. Ю. Трубицыной. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020. С. 26–33.

5. Максимова 2014 — Максимова А. С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 39. 2014. С. 157–188.

6. Максимова 2024 — Максимова А. Город и музей: пересечения и противоречия // HistoriCity: городские исследования и история современности / Под ред. Б. Степанова, К. Левинсона, О. Запорожец. М.: Нов. лит. обозрение, 2024. С. 355–385.

7. Музычук, Хаунина 2015 — Музычук В. Ю., Хаунина Е. А. Механизмы поддержки музеев в условиях экономического кризиса (на примере крупнейших музеев Европы и России) // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 1 (25). С. 132–161.

8. Нефедова 2022 — Частные музеи России: Хранители памяти и пространства / Под ред. М. Нефедовой. М.: АНО Центр «Никея», 2022.

9. Фуко 1999 — Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова. М.: Ad Marginem, 1999.

10. Фуко 2004 — Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М. Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга, 2004.

11. Фуко 2007 — Фуко М. Психиатрическая власть: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1973–1974 учебном году / Пер. с фр. А. В. Шестакова. СПб.: Наука, 2007.

12. Щербакова 2023 — Щербакова А. Музей как агент городских изменений // Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре / Под ред. О. Карповой СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2023. С. 232–237.

13. Bennett 1995 — Bennet T. The birth of the museum: History, theory, politics. London; New York: Routledge, 1995.

14. Bennett 2010 — Bennett T. Sociology, aesthetics, expertise // New Literary History. Vol. 41. No. 2. 2010. P. 253–276.

15. Boele van Hensbroek 2010 — Boele van Hensbroek P. Cultural citizenship as a normative notion for activist practices // Citizenship Studies. Vol. 14. No. 3. 2010. Р. 317–330.

16. Doering 1999 — Doering Z. D. Strangers, guests, or clients? Visitor experiences in museums // Curator: The Museum Journal. Vol. 42. No. 2. 1999. P. 74–87.

17. Gable 2013 — Gable E. The city, race, and the creation of a common history at the Virginia Historical Society // Museums and communities: Curators, collections, and collaboration / Ed. by V. Golding, W. Modest. London: Bloomsbury, 2013. P. 32–47.

18. Gavrilova 2023 — Gavrilova S. Russia’s regional museums: Representing and misrepresenting knowledge about nature, history, and society. London; New York: Routledge; Taylor & Francis Group, 2023.

19. Gigante 2024 — Gigante L. The neighborhood assembly in the art museum: Practicing cultural citizenship // Conjunctions: Transdisciplinary Journal of Cultural Participation. Vol. 11. No. 1. 2024. Р. 1–13. https://doi.org/10.2478/tjcp-2024-0003.

20. Hooper-Greenhill 1992 — Hooper-Greenhill E. Museums and the shaping of knowledge. New York: Routledge; Taylor & Francis Group, 1992.

21. Lamont et al. 2014 — Lamont M., Beljean S., Clair M. What is missing? Cultural processes and causal pathways to inequality // Socio-Economic Review. Vol. 12. Νο. 3. 2014. P. 573–608.

22. Lotina 2016 — Lotina L. Conceptualizing of engagement modes: Understanding museum– audience relationship in Latvian museums. Tartu: Univ. of Tartu Press, 2016.

23. Macdonald 2002 — Macdonald S. Behind the scenes at the science museum. Oxford; New York: Berg Publishers, 2002.

24. Nightingale, Mahal 2012 — Nightingale E., Mahal C. The heart of the matter: integrating equality and diversity into the policy and practice of museums and galleries // Museums, equality and social justice / Ed. by R. Sandell, E. Nightingale. New York: Routledge, 2012. P. 13–37.

25. Pruulmann-Vengerfeldt, Runnel 2018 — Pruulmann-Vengerfeldt P., Runnel P. The museum as an arena for cultural citizenship: Exploring modes of engagement for audience empowerment // The Routledge handbook of museums, media and communication / Ed. by K. Drotner, V. Dziekan, R. Parry, K. C. Schrøder. London: Routledge, 2018. P. 143–158.

26. Seph 2019 — Seph R. The personalization of the museum visit: Art museums, discourse, and visitors. New York: Routledge, 2019.

27. Wang, Meng 2023 — Wang Zirui, Meng Jie. Dialogues with cultural heritage via museum digitalisation: developing a model of visitors’ cognitive identity, technological agent, cultural symbolism, and public engagement // Museum Management and Curatorship. Vol. 39. No. 6. 2023. P. 810–833. https://doi.org/10.1080/09647775.2023.2269164.


Рецензия

Для цитирования:


Власова Т.А., Обухов К.Н. Учить или развлекать: конструирование аудитории сотрудниками музеев в России. Шаги/Steps. 2025;11(4):222-242. EDN: RQWIUC

For citation:


Vlasova T.A., Obukhov K.N. Instruct or entertain? Constructing audiences by museum staff in Russia. Shagi / Steps. 2025;11(4):222-242. (In Russ.) EDN: RQWIUC

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)