Female political influencers in Argentina and Spain: Otherness in digital political scenarios
EDN: JPYKSC
Аннотация
В cтатье анализируются особенности стиля коммуникации женщин-политиков в TikTok. Исходная предпосылка исследования состоит в том, что по причине своей гендерной принадлежности они представляют инаковость в цифровых политических сценариях. Эмпирическую базу исследования составила коммуникация в TikTok четырех женщин-политиков из Испании и четырех из Аргентины. Применен метод контент-анализа. Общая выборка составила 400 единиц анализа, взятых из совокупности публикаций, сделанных в TikTok восемью женщинами-политиками из Аргентины и Испании. Проанализировано по 50 видеороликов, опубликованных каждым из политических инфлюенсеров в контексте национальных избирательных кампаний в обеих странах. В случае с испанскими женщинами-политиками в выборку вошли видеоролики, опубликованные до 23 июля 2023 г. включительно (т. е. до даты всеобщих выборов в Испании), в случае с аргентинскими женщинами-политиками – видеоролики, опубликованные до 13 августа 2023 г. включительно (т. е. до даты проведения одновременных открытых первичных выборов (PASO) в Аргентине). Результаты позволили авторам выявить предпочтения анализируемых политиков в отношении типов создаваемых видеороликов, классифицировать типы передаваемых ими эмоций, основной контент, который они распространяют, а также степень персонализации их видеороликов.
Об авторах
A. SlimovichАргентина
Ана Слимович, PhD научный сотрудник, профессор
Uriburu 950-6, Ciudad Autónoma de Buenos Aires
V. García Beaudoux
Аргентина
Вирджиния Гарсиа Боду, PhD научный сотрудник, профессор, Исследовательский институт Джино Германи
Uriburu, 950, 6, Ciudad Autónoma de Buenos Aires, 1114
Список литературы
1. Ariza, A., March, V., & Torres, S. (2022). Una radiografía del uso de TikTok en Argentina. Tsafiqui. Revista Científica en Ciencias Sociales, 12(19), 29–39. https://doi.org/10.29019/tsafiqui.v12i19.1098.
2. Asakura, H. (2004). ¿Ya superamos el “género”? Orden simbólico e identidad feminista. Estudios sociológicos, 22(66), 719–743.
3. Beauvoir, S. de (1949). Le deuxième sexe. Gallimard
4. Berdón-Prieto, P., Herrero-Izquierdo, J., & Reguero-Sanz, Itziar (2023). Political polarization and politainment: Methodology for analyzing crypto hate speech on TikTok. Profesional de la información, 32(6), e320601. https://doi.org/10.3145/epi.2023.nov.01.
5. Bourdieu, P. (1996). La dominación masculina. La ventana, 3, 7–95.
6. Cano Evangelina, J. (2016). La “otredad” femenina: construcción cultural patriarcal y resistencias feministas. Asparkía, 29, 49–62. http://dx.doi.org/10.6035/Asparkia.2016.29.4.
7. Casero-Ripollés, A. (2020). Political influencers in the digital public sphere. Communication & Society, 33(2), 171–173. http://dx.doi.org/10.15581/003.33.2.171-173.
8. Cervi, L., Tejedor, S., & Marín Lladó, C. (2021): TikTok and the new language of political communication: the case of Podemos. Cultura, Lenguaje y Representación, 26, 267–287.
9. Cervi, L., Tejedor Calvo, S., & García Blesa, F. (2023). TikTok and political communication: The latest frontier of politainment? A case study. Media and Communication, 11(2), 203–217.
10. Couldry, N., & Hepp, A. (2013). Conceptualising mediatization: Contexts, traditions, arguments. Communication Theory, 23(3), 191–202.
11. Fernández, A. M. (1993). La mujer de la ilusión. Paidós.
12. García Beaudoux, V. (2017). ¿Quién teme el poder de las mujeres? Bailar hacia atrás con tacones altos. Grupo 5.
13. García Beaudoux, V., D’Adamo, O., & Gavensky, M. (2018). Una tipología de los sesgos y estereotipos de género en la cobertura periodística de las mujeres candidatas. Revista Mexicana de Opinión Pública, 13(24), 113–129.
14. García Beaudoux, V., D’Adamo, O., Berrocal, S., & Gavensky, M. (2020). Stereotypes and biases in the treatment of female and male candidates on television shows in the 2017 legislative elections in Argentina. RLCS: Latin Journal of Social Communication, 77, 275–293.
15. García-Marín, D., & Salvat-Martinrey, G. (2022). Viralizar la verdad. Factores predictivos del engagement en el contenido verificado en TikTok. Profesional de la información, 31(2). https://doi.org/10.3145/epi.2022.mar.10.
16. Gómez de Travesedo-Rojas, R., Gil-Ramírez, M., & Chamizo-Sánchez, R. (2023). Comunicación política en TikTok: Podemos y VOX a través de los vídeos cortos. Ámbitos: Revista Internacional De Comunicación, 60, 71–93. https://doi.org/10.12795/Ambitos.2023. i60.04.
17. Gouldner, A. W. (1970). The coming crisis in Western sociology. Basic Books.
18. Håkansson, S. (2023). Explaining citizen hostility against women political leaders: A survey experiment in the United States and Sweden. Politics & Gender, 20(1), 1–28. https://doi.org/10.1017/S1743923X23000144.
19. Hepp, A. (2020). Deep mediatization. Routledge.
20. Hepp, A. (2022). De la mediatización a la mediatización profunda. DeSignis, 37, 35–44. http://dx.doi.org/10.35659/designis.i37p35-44.
21. Kennedy, M. (2020). “If the rise of the TikTok dance and e-girl aesthetic has taught us anything, it´s that teenage girls rule the internet right now”: TikTok celebrity, girls and the Coronavirus crisis. European Journal of Cultural Studies, 23(6), 1069-1076. https://doi.org/10.1177/1367549420945341.
22. Lewis, R. (2018, September 18). Alternative influence: Broadcasting the reactionary right on YouTube. Data & Society. https://datasociety.net/library/alternative-influence.
23. Norris, P. (Ed.) (1997). Women, media and politics. Oxford Univ. Press.
24. Omar, B., & Dequan, W. (2020). Watch, share or create: The influence of personality traits and user motivation on Tik-Tok mobile video usage. International Journal of Interactive Mobile Technologies, 14(4), 121–137. https://doi.org/10.3991/ijim.v14i04.12429.
25. Ortner, S. (1974). Is female to male as nature is to culture? In M. Rosaldo, & L. Lamphere (Eds.). Woman, culture, and society (pp. 67–88). Stanford Univ. Press.
26. Riedl, M., Schwemmer. C, Ziewiecki, S., & Ross, L. M. (2021). The rise of political influencers — Perspectives on a trend towards meaningful content. Frontiers in Communication, 6, 752656. https://doi.org/10.3389/fcomm.2021.752656.
27. Sánchez Castillo, S. (2021). La construcción del liderazgo político y la identidad escenográfica en TikTok. In J. M. Muntané, & C. Sánchez (Eds.). Cosmovisión de la comunicación en redes sociales en la era postdigital (pp. 197–210). McGraw-Hill; Interamericana de España.
28. Schmuck, D., Hirsch, M., Stevic, A., & Matthes, J. (2022). Politics — simply explained? How influencers affect youth’s perceived simplification of politics, political cynicism, and political interest. The International Journal of Press/Politics, 27(3), 738–762. https://doi.org/10.1177/19401612221088987.
29. Slimovich, A. (2012). El Facebook de los gobernantes. El caso de Cristina Fernández de Kirchner y de Mauricio Macri. In M. Carlón, & A. Fausto Neto (Eds.). Las políticas de los internautas. Nuevas formas de participación (pp. 137–154). La Crujía.
30. Slimovich, A. (2022). Redes sociales, televisión y elecciones argentinas. La mediatización política en la “era k”. Editorial Eudeba.
31. Slimovich, A. (2025). La elipsis de la polémica. Las lógicas políticas, mediáticas y digitales en la cuenta de TikTok del Jefe de Gobierno de la Ciudad de Buenos Aires (2020–2023). Andamios. Revista de Investigación Social, 21(56), 427–463. https://doi.org/10.29092/uacm.v21i56.1135.
32. Suuronen, A., Reinikainen, H., Borchers, N. S., & Strandberg, K. (2022). When social media influencers go political: An exploratory analysis on the emergence of political topics among Finnish influencers. Javnost = The Public, 29(3), 301–317, https://doi.org/10.1080/13183222.2021.1983367.
33. Torres León, A. (2023). Hacia una teoría crítica de la inclusión. Una revisión política y filosófica de la noción de otredad. Revista latinoamericana de estudios educativos, 53(2), 15–38. https://doi.org/10.48102/rlee.2023.53.2.553.
34. Trere, E., Candón-Mena, J., & Sola-Morales, S. (2021). Imaginarios activistas sobre Internet: Del mito tecno-utópico al desencanto digital. CIC: Cuadernos de Información y Comunicación, 26, 33–53. https://dx.doi.org/10.5209/ciyc.76147.
35. Ugarte, D. de (2007). El poder de las redes, manual ilustrado para las personas, colectivos y empresas abocados al ciberactivismo. El cobre.
36. Van Dijck, J. (2016). La cultura de la conectividad: una historia crítica de las redes sociales. Siglo Veintiuno editores.
37. Verón, E. (2001). El cuerpo de las imágenes. Norma. (1st ed. 1984).
38. Verón, E. (2013). La semiosis social, 2. Ideas, momentos, interpretantes. Paidós.
39. Zamora-Medina, R., Suminas, A., & Shahira, S. F. (2023). Securing the youth vote: A comparative analysis of digital persuasion on TikTok among political actors. Media and Communication, 11(2), 218–231. https://doi.org/mx3x; https://doi.org/10.17645/mac.v11i2.6348.
Рецензия
Для цитирования:
Slimovich A., Beaudoux V. Female political influencers in Argentina and Spain: Otherness in digital political scenarios. Шаги/Steps. 2025;11(4):122-138. EDN: JPYKSC
For citation:
Slimovich A., Beaudoux V. Female political influencers in Argentina and Spain: Otherness in digital political scenarios. Shagi / Steps. 2025;11(4):122-138. EDN: JPYKSC





































