Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Культурные проекты и оскорбленные чувства: материалы к истории восприятия

EDN: UZQZUG

Аннотация

Публикуемые материалы посвящены цензурным запретам культурных проектов, апеллирующим к оскорбленным религиозным чувствам. Первый комплект документов связан с запретом постановки в России драмы Оскара Уайльда «Саломея». Публикуются письмо В. И. Немировича-Данченко с обоснованием важности для Художественного театра постановки этой драмы и обращение В. Ф. Комиссаржевской с просьбой разрешить запрещенную постановку этой пьесы в переделанном виде. Аргументация сторонников запрета отражена в экспертном разборе адаптации «Саломеи» для русского театра, который был составлен епископом Шацким Иннокентием (Беляевым). Епископ Иннокентий исходил из того, что появление на сцене почитаемых Церковью святых и воспроизведение сюжетов, отсылающих к Евангелию, недопустимо. Завершается этот блок воспроизведением бюрократической переписки о запрете постановок в России как самой «Саломеи», так и любых переделок этой драмы. Второй блок документов посвящен намерению акционерного общества «А. Ханжонков и Ко» подготовить серию документальных фильмов, посвященных жизни Русской церкви. Публикуется подписанное А. А. Ханжонковым письмо в Синод, где он просит о содействии и разрешении осуществлять киносъемку в храмах и монастырях. Также публикуется предназначенная для рассылки архиереям анкета с вопросами о наиболее значимых святынях и архитектурных памятниках епархий. Синод не поддержал проект Ханжонкова, ссылаясь на то, что средствами кинематографа запрещено воспроизводить иконы и святыни. Публикуемые документы демонстрируют, что русская культура начала XX в. активно осваивала и адаптировала христианскую культуру, что давало повод обвинять авторов культурных и просветительских проектов в профанации сакрального.

Об авторе

А. Г. Кравецкий
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Россия

Александр Геннадьевич Кравецкий, кандидат филологических наук ведущий научный сотрудник, Отдел лингвистического источниковедения и истории русского литературного языка

119019, Москва, ул. Волхонка, д. 18/2



Список литературы

1. Бернштейн 2004 — Берштейн Е. Русский миф об Оскаре Уайльде // Эротизм без берегов: Сб. ст. и материалов / Сост. М. М. Павлова. М.: Нов. лит. обозрение, 2004. С. 26–49.

2. Борзенко 2019 — Борзенко В. В. Ида Рубинштейн. М.: Искусство — ХХI век, 2019.

3. Дунаева 1999 — Дунаева Н. Л. Неосуществленная постановка «Саломеи» О. Уайльда на сцене Михайловского театра // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Вып. 2 / [Отв. ред. П. В. Дмитриев]. СПб.: Гиперион, 1999. С. 235–249.

4. Келли 2010 — Келли К. Право на эмоции, правильные эмоции: управление чувствами в России после эпохи Просвещения // Российская империя чувств: подходы к культурной истории эмоций / Под ред. Я. Плампера, Ш. Шахадат, М. Эли. М.: Нов. лит. обозрение, 2010. С. 51–77.

5. Рознатовская 2000 — Оскар Уайльд в России: Библиографический указатель 1892–2000 / [Сост. и авт. вступ. ст. Ю. А. Рознатовская]. М.: Рудомино, 2000.

6. Сковородникова 2003 — Сковородникова С. В. Научный отдел Акционерного общества «А. Ханжонков и Ко» // Киноведческие записки. № 64. 2003. С. 167–170.

7. Сучкова 2022 — Сучкова О. А. Отношения православной церкви и кинематографа в Российской империи // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2022. № 1. С. 124–137. https://doi.org/10.35231/18186653_2022_1_124.


Рецензия

Для цитирования:


Кравецкий А.Г. Культурные проекты и оскорбленные чувства: материалы к истории восприятия. Шаги/Steps. 2025;11(4):335-366. EDN: UZQZUG

For citation:


Kravetskii A.G. Cultural project s and insulted feelings: Materials on the history of perception. Shagi / Steps. 2025;11(4):335-366. (In Russ.) EDN: UZQZUG

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)