«God’s people»: Otherness and digital mediation in Brazilian evangelical narrative of the Israel–Hamas–Palestine war
EDN: MPVPBH
Аннотация
В данной статье анализируется медиапродукция религиозных профилей в цифровых социальных сетях с применением метода картографического дискурс-анализа. Картографический дискурс-анализ используется для картирования психосоциальных ландшафтов, привязанностей, векторов сил, которые постоянно находятся в движении и не имеют иерархической структуры, – например, корней ризоматических растений, послуживших метафорическим источником вдохновения для Делёза и Гваттари. Цель исследования – выявить, как евангелические религиозные фундаменталистские группы, связанные с так называемыми новыми бразильскими правыми, стратегически используют цифровые медиа для конструирования, распространения и переосмысления политических дискурсов. Авторы выявляют взаимосвязи между дискурсивными практиками, для чего проводится исследование того, как эти группы освещали и комментировали конфликт между Израилем, ХАМАС и Палестиной – событие, происходящее в геополитическом, культурном и религиозном контексте, отличном от бразильского, – превращая его в упрощенный моральный нарратив, основанный на дихотомии добра и зла и политической сакрализации Государства Израиль. Будучи встроенными в динамику цифровых медиа, эти группы мобилизуют эссенциалистские, бинарные и редукционистские дискурсы для распространения своих истин, влияния на общественное мнение и привлечения поддержки для социально-политических интервенций. Отмечено усиление языка вражды, направленного против социальных меньшинств, а также легитимация политических лидеров, разделяющих консервативные христианские ценности. Авторы приходят к выводу, что понимание этих дискурсивных практик имеет основополагающее значение для рассмотрения альтернативных форм политического вмешательства, способствующих уважению к разнообразию, равенству и укреплению демократической культуры.
Об авторах
M. C. GiorgiБразилия
Мария Кристина Джорджи, Doctor in Letters профессор, магистерская программа по взаимоотношениям этносов и рас, магистерская программа по философии и преподавательской
деятельности
Maracanã Avenue, 229, block E, 5th floor, Maracanã, Rio de Janeiro, RJ, 20271-110
G. M. M. Villela
Бразилия
Габриэль Мерлим Мораес Виллела, магистрант, магистерская программа по социологии, Институт
социальных и политических исследований
Street of Matriz, 82, Botafogo, Rio de Janeiro; RJ, 22270-070
A. Oliveira
Бразилия
Ариан Оливейра, докторант, магистерская программа по лингвистике и португальской
литературе, Институт литературы
Street of Matriz, 82, Botafogo, Rio de Janeiro; RJ, 22270-070
H. M. Santana Júnior
Бразилия
Умберто Маноэль Сантана-мл., постдокторант-стажер, магистерская программа по взаимоотношениям этносов и рас, магистерская программа по философии и преподавательской
деятельности
Maracanã Avenue, 229, block E, 5th floor, Maracanã, Rio de Janeiro, RJ, 20271-110
Список литературы
1. Alves, A. P., & Giorgi, M. C. (2020). Tony Tornado, racismo e construções discursivas de um corpo negro em tempos de ditadura (1970–1972). Tempo e argumento, 12, e0203. https://doi.org/10.5965/2175180312312020E0203.
2. Authier-Revuz, J. (1998). Palavras incertas: As não-coincidências do dizer (C. R. C. Pfeiffer, G. P. Godoi, L. F. Dias, M. O. Payer, M. Zoppi-Fontana, P. Souza, R. Morello, & S. Lagazzi-Rodrigues, Trans.). UNICAMP.
3. Calixto, R., Peixoto, L. A., Silva, L. M., & Giorgi, M. C. (2021). “As ferramentas do sinhô nunca vão derrubar a casa grande?”: análise discursiva de uma tradução marginal. Ikala Revista de Lenguaje y Cultura, 26, 431–445. https://doi.org/10.17533/udea.ikala.v26n2a03.
4. Campos, H. S., Soares, J. R., Armond, L. C., Telles, M. G. S., & Oliveira, P. H. V. (2023). “Jesus cavaleiro do céu nunca perde a peleja no campo de batalha”: a expansão urbana do narco pentecostalismo no Rio de Janeiro. Revista Três Pontos, 20(1), 26–33.
5. Benkler, Y., Faris, R., Roberts, H. (2018). Network Propaganda: Manipulation, disiformation, and radicalization in american politics. Oxford University Press.
6. Biroli, F., Vaggione, J. M., & Machado, M. D. C. (2020). Gênero, neoconservadorismo e democracia: Disputas e retrocessos na América Latina. Boitempo.
7. Bonadiman, C. F. (2023). Lawfare no Brasil: impeachment e violência de gênero (Graduation Thesis, Federal University of Panama).
8. Cunha, M. N. (2007). A Explosão Gospel: Um olhar das ciências humanas sobre o cenário evangélico contemporâneo. Mauad.
9. Cunha, M. N. (2019a). Os processos de midiatização das religiões no Brasil e o ativismo político digital evangélico. Revista FAMECOS, 26(1), e30691. https://doi.org/10.15448/1980-3729.2019.1.30691.
10. Dardot, P., & Laval, C. (2016). A nova razão do mundo: Ensaio sobre a sociedade neoliberal (M. Echalar, Trans.). Editora Boitempo.
11. Deleuze, G., & Guattari, F. (2011). Mil platôs: capitalismo e esquizofrenia (Vol. 1, A. Guerra Neto, & C. P. Costa, Trans.). Editora 34.
12. Deusdará, B., & Rocha, D. (2021). Análise cartográfica do discurso: Temas em construção. Mercado de Letras.
13. Dreher, M. N. (2006). Fundamentalismo. Sinodal.
14. Ducrot, O. (1987). O dizer e o dito (E. Guimarães, Trans.). Pontes.
15. Foucault, M. (2012). Arqueologia do saber (L. F. B. Neves, Trans.). Forense Universitária.
16. Goldstein, A. (2019). Bolsonaro: La democracia de Brasil en peligro. Marea.
17. Jenkins, H. (2006). Convergence culture: Where old and new media collide. New York Univ. Press.
18. Jinkins, I., Doria, K., & Cleto M. (2016). Por que gritamos golpe? Para entender o impeachment e a crise política no Brasil. Boitempo.
19. Lacerda, F. (2022). Como o crescimento evangélico se transforma em representação política? Comparando Brasil, Colômbia e Chile. Novos estudos CEBRAP, 41(2), 295–313. https://doi.org/10.25091/S01013300202200020006.
20. Lakkysetty, N., Deep, P., & Balamurugan, J. (2018). Social media and its impacts on politics. International Journal of Advance Research, Ideas and Innovations in Technology, 4(2), 2108–2118.
21. Maingueneau, D. (1989). Novas tendências em Análise do Discurso (S. M. L. Gallo, & M. G. D. V. Moraes, Trans.). Pontes.
22. Maingueneau, D. (2008). Gênese do discurso (S. Possenti, Trans.). Parábola Editorial.
23. Maluf S. W. (2010). A antropologia reversa e “nós”: alteridade e diferença. Ilha Revista de Antropologia, 12(1), 41–58. https://doi.org/10.5007/2175-8034.2010v12n1-2p41.
24. Mbembe, A. (2017). Políticas da inimizade (C. Pericão, Trans.). Antígona Editora.
25. Mendonça, R. F., Pereira, M. B., & Filgueiras, F. (2016). Democracia digital — publicidade, instituições e confronto político. Editora UFMG.
26. Miguel, L. F. (2018). A reemergência da direita brasileira. In E. S. Gallego (Ed.). O ódio como política: a reinvenção das direitas no Brasil (pp. 17–26). Boitempo.
27. Oliveira, A., Abrantes, F. S., Villela, G. M. M., & Giorgi, M. C. (2023). Insurgências do fazer acadêmico em tempos de crise: análise cartográfica do discurso e trabalho coletivo. In B. Deusdará, D. Rocha, F. Pessoa, & L. S. Salgado (Eds.). Insurgências em tempos de pandemia (pp. 165–181). Margem da Palavra.
28. Padilha, F., & Facioli, L. (2018). Sociologia Digital: apontamentos teórico-metodológicos para uma analítica das mídias digitais. Ciências Sociais Unisinos, 54(3), 305–316. https://doi.org/10.4013/csu.2018.54.3.03.
29. Passos, E., & Benevides, R. (2015). Por uma política da narratividade. In E. Passos, V. Kastrup, & L. Escóssia. (Eds.). Pistas do método da cartografia: Pesquisa-intervenção e produção de subjetividade (pp. 150–171). Sulina.
30. Recuero, R., Soares, F., & Zago, G. (2021). Polarization, hyperpartisanship, and echo chambers: how the disinformation about COVID-19 circulates on Twitter. Contracampo, 40(1), 1–16. https://doi.org/10.22409/contracampo.v40i1.45611.
31. Rocha, D. (2006). Representação e intervenção: produção de subjetividade na linguagem. Gragoatá, 21, 355–372.
32. Rocha, D. (2014). Representar e intervir: linguagem, prática discursiva e performatividade. Linguagem em (Dis)curso, 14(3), 619–632. https://doi.org/10.1590/1982-4017-140310-4513.
33. Rosa, W. P. (2010). O dualismo na teologia cristã: a deformação da antropologia bíblica e suas consequências (Master Thesis, Higher School of Theology). Repositório Faculdades EST.
34. Soares, F. B., Recuero, R., & Zago, G. (2018). Influencers in polarized political networks on Twitter. In Proceedings of the 9th International Conference on Social Media and Society (pp. 168–177). New York, NY, USA. https://doi.org/10.1145/3217804.3217909.
35. Telles, H. (2016). A Direita vai às ruas: o antipetismo, a corrupção e democracia nos protestos antigoverno. Ponto e Vírgula: Revista de Ciências Sociais, 19, 97–125. https://doi.org/10.23925/1982-4807.2016i19p%25p.
36. Villela, G. M. M., Giorgi, M. C., & Calixto, R. (2022). “Our flag is not sexuality”: discursive construction in @gaycombolsonaro on Twitter. Intercom, 45, e2022122. https://doi.org/10.1590/1809-58442022122en.
Рецензия
Для цитирования:
Giorgi M.C., Villela G., Oliveira A., Santana Júnior H.M. «God’s people»: Otherness and digital mediation in Brazilian evangelical narrative of the Israel–Hamas–Palestine war. Шаги/Steps. 2025;11(4):139-166. EDN: MPVPBH
For citation:
Giorgi M.C., Villela G., Oliveira A., Santana Júnior H.M. «God’s people»: Otherness and digital mediation in Brazilian evangelical narrative of the Israel–Hamas–Palestine war. Shagi / Steps. 2025;11(4):139-166. EDN: MPVPBH





































