Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Образ священника в «Апологии» (слово 3 / or. 2) свт. Григория Богослова в контексте позднеантичных представлений о носителях власти

EDN: BRIBRX

Аннотация

В статье продолжается исследование принципов конструирования образа священника в поздней античности на примере «Апологии» свт. Григория Богослова. Демонстрируется, что литературный образ священника конструируется с использованием образов других носителей власти и мыслится как один из них, поскольку свт. Григорий использует топосы и лексику политической литературы. Ключевым является платонический образ философа-правителя, а также лексика из скорее монархической, чем демократической традиции. Рассматривается происхождение и традиция использования формулы «искусство искусств и наука наук» (τέχνη τεχνῶν καὶ ἐπιστήμη ἐπιστημῶν), которой автор определяет священство. Показывается, что таким образом свт. Григорий ставит священника на место философа в платонической традиции. Это подтверждается анализом аллюзий на «Горгия» Платона, содержащего образы двух универсальных властных ролей: ритора и философа. Восходящее к этому диалогу сравнение заботы о душе с медициной развивается свт. Григорием за счет включения туда положений христианского благовестия и описания принципов душепопечения, которые не находят прецедентов в предшествующей письменности. Помимо этого, автор объединяет в описываемом образе функции ритора и жреца, делая его всеобъемлющим лидером церковного пространства, осмысляемого по аналогии с полисным. В заключение проводится сравнение с образом Пифагора, как он описан у Ямвлиха, который, как и священник, сочетает политическое измерение (руководство сообществом) с сотериологической перспективой через действие на душу разными способами: общественным словом, индивидуальным общением, примером, через культ. Сравнение позволяет увидеть, что священник и локальная Церковь мыслятся свт. Григорием не как отдельное новое политическое пространство со своей властной структурой, а как его метафорическая проекция, универсальная с точки зрения определения идентичности, но не отрицающая при этом наличные политические институты.

Об авторе

Н. К. Антонов
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Россия

Николай Константинович Антонов, кандидат теологии приглашенный сотрудник, Лаборатория исследований церковных институций

127051, Москва, Лихов пер., д. 6



Список литературы

1. Аверинцев 1981 — Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы / Отв. ред. С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1981. С. 15–46.

2. Антонов 2021а — Антонов Н. К. К вопросу об авторской стратегии свт. Григория Богослова в его «Апологии» (Слово 3 / Or. 2) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. № 35. 2021. С. 31–51. https://doi.org/10.24412/2224-5391-2021-35-31-51.

3. Антонов 2021b — Антонов Н. К. Обзор исследовательской литературы по теме священства в творениях святителя Григория Богослова // Вопросы теологии. Т. 3. № 2. 2021. С. 177–208. https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.204.

4. Антонов 2021c — Антонов Н. К. Пастырская образность в «Апологии» свт. Григория Богослова // Шаги/ Steps. Т. 7. № 2. 2021. С. 193–211. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-2-193-211.

5. Антонов 2023а — Антонов Н. К. Богословское осмысление свт. Григорием Назианзиным темы священства в социокультурном контексте поздней античности (на материале слова 3): Дис. … канд. теол. / Правосл. Свято-Тихоновский гуманит. ун-т. М., 2023.

6. Белоусов 2012 — Белоусов А. В. Флавий Филострат в религиозном контексте своего времени: «Жизнь Апполония» и «Героика». М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.

7. Грюнерт 2022 — Грюнерт А. Медицинская метафора лечебницы в «Беседах» Эпиктета и «Беседах на псалмы» Оригена // Аристей. Т. 25. 2022. С. 51–70. https://doi.org/10.53084/22209050_2022_25_51.

8. Соловьёв 2023 — Соловьёв Р. С. «Жизнь Плотина» Порфирия в историко-литературном контексте II–III века и проблема ее жанровой неоднородности: Дис. … канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2023.

9. Adluri 2013 — Philosophy and salvation in Greek religion / Ed. by V. Adluri. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2013.

10. Antonov 2022 — Antonov N. K. The ἀρχή of the priest in the “Apology for his Flight” (or. 2) of Gregory of Nazianzus // Философия. Журнал Высшей школы экономики. Т. 6. № 4. 2022. С. 13–35. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2022-4-13-35.

11. Antonov 2023b — Antonov N. Ancient political vocabulary in biblical contexts: The image of the priest in Gregory of Nazianzus’ or. 2 (Apologia de fuga sua) // Augustinianum. Vol. 63. No. 2. 2023. P. 459–478. https://doi.org/10.5840/AGSTM202363220.

12. Bussanich 2013 — Bussanich J. Rebirth eschatology in Plato and Plotinus / Philosophy and salvation in Greek religion / Ed. by V. Adluri. Berlin, Boston: Walter de Gruyter, 2013. P. 243–288.

13. Demacopoulos 2007 — Demacopoulos G. E. Five models of spiritual direction in the early Church. Notre Dame: Univ. of Notre Dame Press, 2007.

14. Demoen 1996 — Demoen K. Pagan and biblical exempla in Gregory Nazianzen. A study in rhetoric and hermeneutics. Turnhout: Brepols, 1996.

15. Elm 2012 — Elm S. Sons of Hellenism, Fathers of the Church: Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, and the vision of Rome. Berkeley; London: Univ. of California Press, 2012.

16. Fowden 1982 — Fowden G. The pagan holy man in late antique society // The Journal of Hellenic Studies. Vol. 102. 1982. P. 33–59.

17. Hornung 2020 — Hornung C. Monachus et sacerdos. Asketische Konzeptualisierungen des Klerus im antiken Christentum. Leiden; Boston: Brill, 2020.

18. Lochbrunner 1993 — Lochbrunner M. Über das Priestertum: historische und systematische Untersuchung zum Priesterbild des Johannes Chrysostomus. Bonn: Borengässer, 1993.

19. Louth 1997 — Louth A. St. Gregory Nazianzen on bishops and the episcopate // Vescovi e pastori in epoca teodosiana: in occasione del XVI centenario della consacrazione episcopale di S. Agostino, 396–1996: XXV incontro di studiosi dell’antichità cristiana, Roma, 8–11 maggio 1996. Vol. 2. Rome: Institutum Patristicum Augustinianum, 1997. P. 281–285.

20. MacDougall 2022 — MacDougall B. Philosophy at the festival: The festal orations of Gregory of Nazianzus and the classical tradition. Leiden: Brill, 2022.

21. Macris 2022 — Macris C. La lecture néoplatonicienne de la biographie de Pythagore par Jamblique // Ancient philosophy and early Christianity: Studies in honor of Johan C. Thom / Ed. by P. R. Bosman, G. R. Kotzé. Leiden; Boston: Brill, 2022. P. 137–178.

22. Mihai 2016 — Mihai C. I. Competing arts: Medicine and philosophy in Aristotle’s Protrepticus // Hermeneia: Journal of Hermeneutics, Art Theory & Criticism. No. 17. 2016. P. 87–96.

23. Maslov 2012 — Maslov B. Oἰκείωσις πρòς θεόν: Gregory of Nazianzus and the heteronomous subject of Eastern Christian penance // Journal of Ancient Christianity. Vol. 16. No. 2. 2012. P. 311–343. https://doi.org/10.1515/zac-2012-0019.

24. O’Meara 2003 — O’Meara D. J. Platonopolis: Platonic political philosophy in late Antiquity. Oxford: Oxford Univ. Press, 2003.

25. Pinault 1925 — Pinault H. Le platonisme de St. Grégoire de Nazianze. La Roche-Sur-Yon: G. Romain, 1925.

26. Portmann 1954 — Portmann F. X. Die göttliche Paidagogia bei Gregor von Nazianz: eine dogmengeschichtliche Studie. St. Ottilien: Verlag der Erzabtei, 1954.

27. Rapp 2005 — Rapp C. Holy bishops in late Antiquity: The nature of Christian leadership in an age of transition. Berkeley: Univ. of California Press, 2005.

28. Richard 2003 — Richard A. Cosmologie et théologie chez Grégoire de Nazianze. Paris: Brepols, 2003.

29. Ruether 1969 — Ruether R. R. Gregory of Nazianzus: Rhetor and philosopher. Oxford: Clarendon Press, 1969.

30. Solans Blasko 2023 — Solans Blasko M. The power of philosophy: On the role of δύναμις in Plato’s Gorgias // Платоновские исследования. Т. 19. № 2. 2023. С. 11–48. https://doi.org/10.25985/PI.19.2.01.

31. Staab 2002 — Staab G. Pythagoras in der Spätantike: Studien zu De Vita Pythagorica des Iamblichos von Chalkis. Berlin: Walter de Gruyter, 2002.

32. Sterk 2004 — Sterk A. Renouncing the world yet leading the Church: The monk-bishop in late Antiquity. Cambridge: Harvard Univ. Press, 2004.

33. Stewart 2015 — Stewart B. A. Priests of my people: Levitical paradigms for early Christian ministers. New York: Peter Lang, 2015.

34. Winn 2021 — Winn L. The common origins of philosophical and political power in Plato’s Gorgias // Plato Journal. Vol. 21. 2021. P. 7–19. https://doi.org/10.14195/2183-4105_21_1.


Рецензия

Для цитирования:


Антонов Н.К. Образ священника в «Апологии» (слово 3 / or. 2) свт. Григория Богослова в контексте позднеантичных представлений о носителях власти. Шаги/Steps. 2025;11(4):35-62. EDN: BRIBRX

For citation:


Antonov N.K. The image of the priest in Gregory of Nazianzus’ «Apology for His Flight» (or. 2) in the context of late antique idεas about leadership. Shagi / Steps. 2025;11(4):35-62. (In Russ.) EDN: BRIBRX

Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)