Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Конструирование сакраментального авторитета: «власть вязать и решить» как предмет согласования между византийской церковной иерархией, монашеством и государством (XI –XII вв.)

EDN: DYQZMU

Аннотация

В статье исследуется ситуация роста внимания к практикам исповеди, сложившаяся в Византии на рубеже X–XI вв. и продлившаяся до конца XII в. Целью статьи является выявление особенностей высказываний представителей средневизантийской канонической мысли и обнаружение способов (концептов, категорий, иерархических систем), при помощи которых они встраивали феномен тайной исповеди в сложную систему взаимоотношений в византийском социуме, а также оценка их органичности современному им дискурсу. Статья состоит из двух разделов, посвященных ситуациям XI и XII вв. соответственно, и в каждом из них сначала описываются позиции основных авторов периода, а затем производится их анализ и историческая контекстуализация. В первом разделе сравниваются исторические нарративы развития института исповеди, выстраиваемые тремя авторами: прп. Симеоном Новым Богословом, патриархом Антиохийским Иоанном IV Окситом, экс-хартофилаксом Никифором. Оказывается, что все стороны видят ситуацию сходным образом, хотя и расходятся в ее оценке. К этому добавляется сюжет о разном восприятии сторонами результатов переговоров между делегацией афонских монахов и патриархом Николаем III Грамматиком. Наложение этих сюжетов на исторический контекст позволяет сделать вывод о совпадении интересов государственной и церковной власти в отношении упорядочивания практик исповеди. Это описание служит контекстом для последующей оценки взглядов авторов XII в. Во втором разделе описывается и исследуется феномен значительного роста вхождений понятия «власть» (ἐξουσία) в тексты, содержащие размышления об исповеди. Анализируются позиции ключевых церковных правоведов XII в.: Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Анонима, автора неизданного комментария на Номоканон, содержащегося в рукописи Sinaiticus 1117. Реконструируются их представления о том, как «власть вязать и решить» возникает, существует и передается в Церкви. Соотнесение этих представлений с дискуссиями XI столетия позволяют утверждать, что хотя модель Вальсамона была наиболее детализированной, она же оказывается одновременно и наименее органичной взглядам своего времени, что предопределило ее судьбу. В заключении простраивается связь с последующим поздневизантийским периодом, в который были частично восприняты, а частично оставлены представления предыдущего времени.

Об авторе

Э. Ю. Канаева
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Россия

Эльга Юрьевна Канаева, кандидат теологии старший преподаватель, кафедра систематического богословия и патрологии

127051, Москва, Лихов пер., д. 6



Список литературы

1. Анашкин 2013 — Анашкин А. В. Канонические «Ответы» патриарха Константинопольского Николая Грамматика (1084–1111): содержание, источники, история текста // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 3: Филология. № 2 (32). 2013. С. 87–113.

2. Браун 2024 — Браун П. Мир поздней Античности: 150–750 гг. н. э. / Пер. с англ. С. А. Воронцова, Е. Ю. Рещиковой, М. Ю. Биркина. М.: Нов. лит. обозрение, 2024.

3. Канаева 2024 — Канаева Э. Ю. «Удаляющие от себя Духа не имеют, конечно, этой власти»: к вопросу о принятии исповеди в ранне- и средневизантийский периоды // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. Вып. 113. 2024. С. 32–50. https://doi.org/10.15382/sturI2024113.32-50.

4. Смирнов 2003 — Смирнов С. И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви: История духовничества на Востоке. М.: Правосл. Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 2023. (Репр. изд.: Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1906).

5. Суворов 1906a — Суворов Н. К. вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви. 2-е изд., испр. и доп. М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1906.

6. Суворов 1906b — Суворов Н. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов. 2-е изд., испр. М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1906.

7. Angold 1995 — Angold M. Church and society in Byzantium under the Comneni, 1081–1261. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1995.

8. Barringer 1979 — Barringer R. J. Ecclesiastical penance in the Church of Constantinople: A study of the hagiographical evidence to 983 A. D.: Doctoral Thesis / Univ. of Oxford. Oxford, 1979.

9. Beihammer 2007 — Griechische Briefe und Urkunden aus dem Zypern der Kreuzfahrerzeit: Die Formularsammlung eines königlichen Sekretärs im Vaticanus Palatinus Graecus 367 / Hrsg. von A. Beihammer. Nicosia: Zyprisches Forschungszentrum. Ministerium für Erziehung und Kultur, 2007.

10. Bocheński 1974 — Bocheński J. M. Was ist Autorität? Einführung in die Logik der Autorität. Freiburg im Breisgau: Herder, 1974.

11. Cozma 2017 — Cozma I. A. historical and canonical analysis of the answers of Patriarch Nicholas III Grammatikos to the Athonite monks // Orientalia Christiana Periodica. Vol. 83. 2017. P. 253–276.

12. Cupane et al. 2001 — Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. 3. Teil.: Ed. und Übers. der Urkunden aus den Jahren 1350–1363 / Hrsg. von C. Cupane, H. Hunger, E. Kislinger, O. Kresten. Wien: Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2001.

13. Gautier 1969 — Gautier P. Le Chartophylax Nicéphore. OEuvre canonique et notice biographique // Revue des études byzantines. T. 27. 1969. P. 159–195.

14. Gautier 1975 — Gautier P. Réquisitoire du patriarche Jean d’Antioche contre le charisticariat // Revue des études byzantines. T. 33. 1975. P. 77–132.

15. Grumel 1989 — Grumel V. Les Regestes des actes du Patriarcat du Constantinople. Vol. 1. Fasc. 2: Les regestes de 715 a 1043. 2 ed. Paris: Institut français d’études byzantines, 1989.

16. Holl 1898 — Holl K. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum: Eine Studie zu Symeon dem Neuen Theologen. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1898.

17. Kanaeva 2022 — Kanaeva E. Shepherd, physician and intercessor: The specialization of different types of authority in the Church in the context of practices of confession in Byzantium (III–X centuries) // Философия. Журнал Высшей школы экономики. Т. 6. № 34. 2022. С. 36–60. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2022-4-36-60.

18. Krausmüller 2016 — Krausmüller D. “Monks who are not priests do not have the power to bind and to loose”: The debate about confession in eleventh-and twelfth-century Byzantium // Byzantinische Zeitschrift. Bd. 109. Heft. 2. 2016. P. 739–767. https://doi.org/10.1515/bz-2016-0018.

19. Papagianne, Troianos 1989 — Papagianne E., Troianos S. Die kanonischen Antworten des Nikolaos III. Grammatikos an den Bishop von Zetunion // Byzantinische Zeitschrift. Bd. 82. 1989. P. 234–250.

20. Purpura 2018 — Purpura A. M. God, hierarchy, and power: Orthodox theologies of authority from Byzantium. New York: Fordham Univ. Press, 2018.

21. Troianos 2017 — Troianos S. N. Die Quellen des byzantinischen Rechts. Berlin: De Gruyter, 2017.

22. Turner 2009 — Turner H. J. M. The epistles of St. Symeon the New Theologian. Oxford: Oxford Univ. Press, 2009.


Рецензия

Для цитирования:


Канаева Э.Ю. Конструирование сакраментального авторитета: «власть вязать и решить» как предмет согласования между византийской церковной иерархией, монашеством и государством (XI –XII вв.). Шаги/Steps. 2025;11(4):63-85. EDN: DYQZMU

For citation:


Kanaeva E.I. Shaping sacramental authority: «The power to bind and loose» as a subject of discussion between the Byzantine Church hierarchy, monasticism, and the state (11th–12th centuries). Shagi / Steps. 2025;11(4):63-85. (In Russ.) EDN: DYQZMU

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)