Происхождение истории о путешествии Карла Великого в Иерусалим и Константинополь: от дипломатии к Крестовым по ходам
EDN: ABYULP
Аннотация
В статье рассматривается, как возникла и развивалась легенда о путешествии Карла Великого в Иерусалим и Константинополь. Ее истоки можно найти уже в каролингской историографии: авторы преобразовали упоминания о дипломатических отношениях с Востоком в передачу Гроба Господня франкскому императору. Становлению легенды также способствовало и развитие образа Карла как покровителя Церкви и собирателя реликвий, так как обмен послами и встречи паломников сменились его самостоятельным путешествием в Святую землю за реликвиями Страстей Господних. Перенос реликвий играл и важную политическую роль, символизируя преемственность империи на Западе. По мере развития идей крестоносного движения на Восток дружба Карла Великого с Харуном ар-Рашидом исчезла из истории, а его паломничество приобрело милитаристские мотивы в духе крестоносной риторики. Источники, повествующие о путешествии Карла Великого на Восток, были созданы обособленно друг от друга, что не позволяет утверждать о поступательном развитии этого сюжета в рамках единой традиции. Однако авторская позиция в каждом случае могла опираться на сформированное в народе представление о возможности такого события, отчего впоследствии этот сюжет даже вошел в историографию и встроился в череду исторических событий наряду с победой императора Ираклия над персами и Первым крестовым походом.
Об авторе
Э. Э. ОтакуловРоссия
Эмиль Эльдарович Отакулов, аспирант, Аспирантская школа по историческим наукам, факультет гуманитарных наук
105066, Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 3
Список литературы
1. Шрайнер 2006 — Шрайнер К. Nudis pedibus: Шествие босиком как ритуал религи- озный и политический / [Пер. с нем.] // Казус: индивидуальное и уникальное в истории: [2006]. [Вып. 8] / Под. ред. М. А. Бойцова, И. Н. Данилевского. М.: Наука, 2007. C. 15–70.
2. Эрдман 2018 — Эрдман К. Происхождение идеи крестового похода / Пер. [с нем.], предисл. и коммент. Д. Г. Хрусталёва. СПб.: Евразия, 2018.
3. de Jong 2005 — de Jong M. Charlemagne’s Church // Charlemagne: Empire and society / Ed. by J. Story. Manchester: Manchester Univ. Press, 2005.
4. Folz 1950 — Folz R. Le souvenir et la légende de Charlemagne dans l’empire germanique médiéval. Paris: Les belles-lettres, 1950.
5. Gabriele 2008 — Gabriele M. The provenance of the Descriptio qualiter Karolus Magnus: Remembering the Carolingians in the entourage of king Philip I (1060–1108) before the First Crusade // Viator. Vol. 39. No. 2. 2008. P. 93–117. https://doi.org/10.1484/j.viator.1.100207.
6. Gabriele 2011 — Gabriele M. An empire of memory: The legend of Charlemagne, the Franks, and Jerusalem before the First Crusade. Oxford: Oxford Univ. Press, 2011.
7. Gabriele 2016 — Gabriele M. Frankish kingship, political exegesis and the ghost of Charlemagne in the diplomas of king Philip I of Francia // The Charlemagne legend in medieval Latin texts / Ed. by W. J. Purkis, M. Gabriele. New ed. Cambridge: D. S. Brewer, 2016. P. 9–32. https://doi.org/10.1515/9781782048534-007.
8. Geary 1990 — Geary P. J. Furta sacra: Thefts of relics in the central Middle Ages. Princeton: Princeton Univ. Press, 1990. https://doi.org/10.1515/9781400820207.
9. Grigsby 1987 — Grigsby J. L. Le voyage de Charlemagne, pèlerinage ou parodie? // Au carrefour des routes d’Europe: la chanson de geste. T. 1. Aix-en-Provence: Presses universitaires de Provence. P. 567–584. https://books.openedition.org/pup/3968.
10. Horrent 1960 — Horrent J. Sur les sources épiques du Pèlerinage de Charlemagne // Revue belge de philologie et d’histoire. T. 38. Fasc. 3. 1960. Р. 750–764.
11. Kantorowicz 1944 — Kantorowicz E. H. The “King’s advent” and the enigmatic panels in the doors of Santa Sabina // The Art Bulletin. Vol. 26. No. 4. P. 207–231. https://doi.org/10.2307/3046963.
12. Latowsky 2008 — Latowsky A. Charlemagne as pilgrim? Requests for relics in the Descriptio Qualiter and the Voyage of Charlemagne // The legend of Charlemagne in the Middle Ages / Ed. by M. Gabriele, J. Stuckey. New York: Palgrave Macmillan, 2008. P. 153–167. https://doi.org/10.1057/9780230615441_8.
13. Latowsky 2013 — Latowsky A. Emperor of the world: Charlemagne and the construction of imperial authority, 800–1229. Ithaca, NY: Cornell Univ. Press, 2013. https://doi.org/10.7591/9780801467790.
14. Levillain 1927 — Levillain L. Essai sur les origines du Lendit // Revue Historique. T. 155. Fasc. 2. 1927. P. 241–276.
15. Lombard-Jourdan 1987 — Lombard-Jourdan A. Les foires de l’abbaye de Saint-Denis; revue des données et révision des opinions admises // Bibliothèque de l’École Des Chartes. T. 145. Livr. 2. 1987. P. 273–338.
16. MacCormack 1972 — MacCormack S. Change and continuity in Late Antiquity: The ceremony of “Adventus” // Historia: Zeitschrift für alte Geschichte. Bd. 21. Heft. 4. P. 721– 752.
17. McKitterick 2008 — McKitterick R. Charlemagne: The formation of a European identity. New York: Cambridge Univ. Press. 2008. https://doi.org/10.1017/CBO9780511803314.
18. Rajohnson 2021 — Rajohnson M. L.’Occident au regret de Jérusalem (1187 — fin du XIVe siècle). Paris: Classiques Garnier, 2021. https://dx.doi.org/10.15122/isbn.978-2-406-10668-5.
19. Remensnyder 1995 — Remensnyder A. G. Remembering kings past: Monastic foundation legends in medieval Southern France. Ithaca, NY; London: Cornell Univ. Press, 1995.
20. Riley-Smith 2003 — Riley-Smith J. The First Crusade and the idea of crusading. New York: Continuum, 2003.
21. Runciman 1995 — Runciman S. A. history of the Crusades. Vol. 1: The First Crusade and the foundation of the Kingdom of Jerusalem. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1995.
22. Stuckey 2008 — Stuckey J. Charlemagne as crusader? Memory, propaganda, and the many uses of Charlemagne’s legendary expedition to Spain // The legend of Charlemagne in the Middle Ages: Power, faith and Crusade / Ed. by M. Gabriele, J. Stuckey. New York: Palgrave Macmillan, 2008. P. 137–152. https://doi.org/10.1057/9780230615441_7.
23. Tinnefeld 2001 — Tinnefeld F. Formen und Wege des Kontaktes zwischen Byzanz und dem Westen zur Zeit Karls des Großen // Karl der Große und das Erbe der Kulturen: Akten des 8. Symposiums des Mediävistenverbandes Leipzig 15.–18. März 1999 / Hrsg. von F. Erkens. Berlin: Akademie Verlag, 2001. S. 25–35.
24. Walpole 1955 — Walpole R. N. The Pèlerinage de Charlemagne: Poem, legend, and problem // Romance Philology. Vol. 8. No. 3. 1955. P. 173–186.
25. Walz 2001 — Walz D. Karl der Große — ein verhinderter Seefahrer. Die Reichenauer Heiligbluterzählung aus dem 10. Jahrhundert // Karl der Große und das Erbe der Kulturen: Akten des 8. Symposiums des Mediävistenverbandes Leipzig 15.–18. März 1999 / Hrsg. von F. Erkens. Berlin: Akademie Verlag, 2001. S. 234–245.
Рецензия
Для цитирования:
Отакулов Э.Э. Происхождение истории о путешествии Карла Великого в Иерусалим и Константинополь: от дипломатии к Крестовым по ходам. Шаги/Steps. 2025;11(4):15-34. EDN: ABYULP
For citation:
Otakulov E.E. The origin of the story of Charlemagne’s journey to Jerusalem and Constantinople: From diplomacy to the Crusades. Shagi / Steps. 2025;11(4):15-34. (In Russ.) EDN: ABYULP





































