Том 1, № 1 (2015)
Скачать выпуск
PDF
10-18 3
Аннотация
Концепция «душа слова» (котодама) активно разрабатывалась в Японии периода Токугава, однако ее истоки восходят к древней Японии. На основе анализа текста официальных хроник «Нихон коки» и «Сёку нихон коки» автор прослеживает процесс японизации жизни японского двора, составной частью которого явилось празднование сорокалетия императора Ниммё (849 г.), во время которого монахи храма Кофукудзи поднесли ему «длинную песню», составленную на японском языке, в котором, по их мнению, и обитает «душа слова», отсутствующая в других языках.
19-39 2
Аннотация
В русском языке от одного населенного пункта часто образуются вариантные названия жителей (катойконимы). Иногда вариант, устоявшийся в локальном (региональном) узусе, не совпадает с тем, что употребляется в неместных СМИ. Результатом являются рефлексия локального сообщества по поводу «правильных» и «неправильных» названий. Последние часто ассоциируются с «чужой речью» и воспринимаются как оскорбительное. Такая реакция связана с позиционированием «неправильных» названий как неблагозвучных, грубых. Кроме того, аргументом против варианта может быть его, во-первых, фонетическое сходство или рифма с каким-либо словом, и во-вторых, омонимическое сходство. В результате «неправильные» варианты приобретают изначально несвойственную катойконимам экспрессивность и употребляются в пейоративной или инвективной функции.
Советская система образования и производство социальных идентичностей в 1920-е — начале 1940-х годов
40-45 6
Аннотация
В предисловии объясняются задачи подборки статей в рубрике «Детство, воспитание, идеология». Обсуждается массовое производство новых идентичностей в СССР в 1920-е - начале 1940-х годов. Выдвинуто предположение, что новые социальные идентичности в СССР всегда формировались для решения конкретных задач, которые могли противоречить друг другу. Это порождало скрытые напряжения в советской социальной и образовательной политике.
46-73 5
Аннотация
В центре внимания автора статьи - понятие о вожатом в текстах центральных советских журналов 1920-1930-х годов, ориентированных на участников пионерского движения (прежде всего, в журналах «Вожак» и «Вожатый»). Восходящее к практике скаутинга пионерское движение породило ряд отличных от него категорий и социальных ролей; вожатый стал одной из них. «Вожатый» как понятие, вобравшее в себя и представление о низовом лидерстве, и установку на связь с властью, было удобным для практики пионерской организации, поскольку ее риторика исходила из постулата о детском самоуправлении и самодеятельности, но одновременно содержала устремление к объединению/подчинению партии и комсомолу. Объединяя в себе две разные категории, «вожатый» стал одним из тех понятий советского идеологического языка, которое хотя и не было рассчитано на полное переозначивание, но легко поддавалось «перетягиванию» значений. В течение двух первых советских десятилетий акцент сместился с вожатого как фигуры лидера, появляющегося непосредственно из среды детей, к вожатому как более взрослому товарищу пионеров, который осуществлял их связь с вышестоящими властными инстанциями.
74-93 6
Аннотация
В статье исследуются педагогические идеологемы, которые легли в основу образовательной и воспитательной программы, созданной для испанских детей, эвакуированных в Советский Союз во время гражданской войны в Испании, в 1937–1939 гг. Исходя из теоретических положений истории понятий анализируются некоторые концепты из дискурса испанских идеологов, самих воспитанников детских домов для испанских детей и советских педагогов. особое внимание уделяется истории испанского понятия «полезный человек» и тем смысловым сдвигам, которые оно испытывает на протяжении нескольких столетий. Для выявления особенностей его употребления в речи испанских детей привлекается советский материал и близкое ему понятие «быть полезным для родины». Исследование позволяет продемонстрировать гибридность педагогических установок, применявшихся в воспитании испанских детей.
95-107
Аннотация
В статье рассматриваются этапы становления представлений ребенка о причинах эмоций других людей, приведены результаты экспериментов, фиксирующих специфику и ошибки детей при объяснении эмоционального поведения окружающих. В итоге описаны четыре последовательных этапа, на каждом из которых дети специфическим образом объясняют появление эмоций у окружающих.
108-121 1
Аннотация
В статье рассматривается понятие просоциального поведения (поведения, ориентированного на других) в раннем возрасте. Проанализированы существующие исследования по трем основным типам помощи, проявляющимся уже в раннем детстве: инструментальной (помощь другому в достижении его предметной цели), альтруистической (способность делиться с другими) и эмпатической. Способность к оказанию инструментальной помощи впервые возникает в начале второго года жизни и стремительно развивается в течение последующего полугода. Альтруистическая форма просоциального поведения начинает проявляться между 18 и 24 месяцами жизни, требуя, однако, определенной поддержки в ситуации, в частности четкой артикуляции другим своего желания. Наконец, последним в онтогенезе появляется эмпатическое поведение. При этом проявление эмпатической помощи детьми до трех лет наблюдается лишь в условиях очевидной для ребенка причины эмоционально-негативного состояния другого. Приведенные в статье данные позволяют сделать вывод, что в просоциальном аспекте развития у детей раннего возраста значительно преобладает инструментальная форма помогающего поведения в сравнении с эмпатической и альтруистической, в то время как способность к проявлению эмпатического и альтруистического поведения у детей до трех лет ограничена и зависит от множества дополнительных факторов.
122-137 2
Аннотация
В работе предполагается обзор классических исследований струп-интерференции, связанных с семантической нагруженностью игнорируемого слова. Рассматриваются стандартные интерпретации и обсуждается, почему эти интерпретации не выдерживают эмпирической проверки. По мнению авторов, интерференция возникает как результат работы сознания в процессе проверки правильности выполнения задания игнорировать автоматически совершаемые операции. Сформулировано несколько следствий такого подхода. В частности, усложнение игнорируемого задания должно приводить к увеличению интерференции. Поэтому чем сильнее семантически нагружен предъявляемый текст, который требуется игнорировать, тем больше будет величина интерференции при назывании цвета, которым этот текст написан.
138-146
Аннотация
Статья представляет собой аналитический обзор литературы, посвященной исследованиям эффекта «пропусков при продолжении поиска» (ПППП). ПППП наблюдаются в задаче зрительного поиска, когда необходимо найти два целевых стимула - как правило, один хорошо, а другой плохо заметный, и представляет собой пропуск второго целевого стимула после успешного нахождения первого. Существует ряд факторов, оказывающих влияние на возникновение ПППП: время предъявления стимулов, вероятность появления двух стимулов, загрузка рабочей памяти, и др. В данной работе проведен анализ экспериментальных исследований ПППП, а также теоретических моделей, в которых делаются попытки объяснить данный феномен.
147-158 6
Аннотация
Многочисленные исследования в рамках клинической психологии до сих пор не смогли стать основой для построения строгой и проверяемой модели, объясняющей этиологию бредовой симптоматики. Предполагается, что эвристически ценными для дальнейшего изучения подобных расстройств мышления могут стать результаты исследований нормального функционирования мышления в рамках когнитивной психологии. Данная статья посвящена обзору существующих когнитивных моделей бреда, опирающихся на современные представления о функционировании мышления в норме. Открывшиеся возможности когнитивного подхода к изучению бредовой симптоматики позволяют сделать выводы о принципиальной гетерогенности патогенных механизмов бреда при органических и функциональных психозах, а также о том, что фабула бреда отражает паттерн когнитивных нарушений.
159-164 2
Аннотация
Психика обладает способностью достраивать недостающую информацию: воспринимать объекты, которые видны не целиком, делать умозаключения и т. д. Результаты этой достройки всегда выходят за рамки наличной информации. Для адекватного поведения необходимо отличать воспринятую информацию от достроенной. Однако механизм процесса такого различения остается неясным. Одной из попыток пролить свет на природу этого процесса стала теория мониторинга источника (source monitoring theory), предложенная М. Джонсон и коллегами [Johnson et al. 1993]. Авторы рассматривают данную проблему на материале воспоминаний и предполагают, что определение источника воспоминания происходит благодаря процессу принятия решения с опорой на выраженность определенных характеристик воспоминания. Результаты экспериментов показывают, что если воспоминание содержит больше информации о том, как выглядел объект или о его значении (перцептивные и семантические характеристики), то испытуемые склонны считать такое событие произошедшим в действительности. Если же воспоминание содержит больше информации о том, какие когнитивные процессы привели к созданию образа, который был запомнен, то испытуемые склонны считать такое событие придуманным.
В. Аллахвердов,
О. Науменко,
М. Филиппова,
О. Щербакова,
М. Аванесян,
E. Воскресенская,
А. Стародубцев
165-181 3
Аннотация
В статье утверждается, что сознание не терпит противоречий и пытается выстроить из всех осознаваемых представлений непротиворечивую картину. Если человеку не удается справиться с противоречием, то он испытывает эмоциональные переживания или временное «отключение» сознательного контроля. Приводятся результаты классических и современных экспериментальных исследований, в том числе проведенных в русле Петербургской школы когнитивной психологии, которые иллюстрируют следующие основные способы устранения противоречий: 1. Осознание только одной из возможных интерпретаций и одновременное отвержение всех остальных, несовместимых с ней; 2. Появление несовместимых значений в сознании по очереди, но не обоих вместе; 3. Неосознанное искажение информации, при котором противоречие ослабляется или вообще исчезает; 4. Конструирование единого контекста, позволяющего создать из несовместимых значений непротиворечивое целое; 5. Обесценивание и/или доведение до полного абсурда самого противоречия, либо одной из его сторон.
182-198 1
Аннотация
Эта статья представляет собой краткий обзор моделей языковой системы билингва, сделанный на основе публикаций из американских и европейских источников. Модели, рассмотренные в данной работе, являются либо наиболее актуальными в современной экспериментальной психолингвистике, либо оказали и продолжают оказывать значимое влияние на развитие этой области. Мы приводим краткие описания и примеры экспериментальной проверки моделей семантической организации языков в когнитивной системе билингвов, моделей восприятия (или лексического доступа) и моделей порождения.
199-201
Аннотация
Одним из основных направлений исследований нашей Лаборатории является изучение экспертов и экспертности в решении различных задач и проблем. Под экспертами мы понимаем людей, достигших значительных успехов в той или иной сфере деятельности. Причем эта сфера может быть сколь угодно узкой: скажем, можно быть экспертом в решении только одного типа задач (или даже одной задачи). Основной интерес здесь представляют отличия экспертов, специалистов в какой-либо области знания, от новичков: интересно понять, что позволяет экспертам быстро, эффективно и с несопоставимо маленьким по сравнению с новичками количеством ошибок решить задачу. Проблемные ситуации, процесс решения которых мы изучаем, самые разные - от текстовых арифметических и алгебраических задач из курса школьной математики до сложных слабоструктурированных управленческих проблем.
202-205 4
Аннотация
В заметке рассматриваются структура и задачи Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания ШАГИ РАНХиГС.
206-212 4
Аннотация
В заметке описывается проект Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания ШАГИ РАНХиГС, связанный с формализацией генетической классификации языков.
213-222 3
Аннотация
После Второй мировой войны латинистика сконцентрировалась на таком подходе к изучению политического контекста римской поэзии, который склонен выделять в поэтическом тексте либо провластные высказывания, либо противоречащие им детали. Следует, вероятно, сместить внимание на художественный текст как своего рода описание устройства мира во всей его сложности, подразумевающее в том числе и некоторую политическую философию, и перейти от обобщений к детальной работе с тем, как ведет себя политическое в каждом конкретном месте римского поэтического произведения.
223-231 1
Аннотация
Реакция общества на происходящие события часто находит отражение в фольклорных текстах. Эти тексты они выполняют важные социальные функции, такие как адаптация к меняющимся условиям, компенсации фрустрации, выстраивание групповой идентичности в кризисных ситуациях. Более того, они в определенной степени формируют представление сообщества о текущих процессах и отношение к ним. В заметке представлен научный проект Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС, связанный с изучением актуального (в том числе медиазависимого) фольклора.
232-241 5
Аннотация
В статье представлены теоретические и практические результаты, полученные в течение первого года исследований в рамках проекта «Медиа и технологии в современном городе». Эти результаты включают создание междисциплинарной методологии, объединяющей подходы исследований новых медиа и городских исследований (антропология цифрового города); а также результаты полевых исследований городской мобильности и дигитализации московских музеев.
ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)
ISSN 2782-1765 (Online)