Seolsongdo (설송도) by Yi Insang (이인 상, 1710–1760) as an embodiment of the symbolic interpretation of the pine tree image in Korean fine art
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-152-169
Аннотация
Статья посвящена анализу свитка «Сольсондо» (설송도) выдающегося корейского художника позднего периода эпохи Чосон Ли Инсана (이인상, 1710–1760), изображающего заснеженные сосны, в образе которых автору удалось наиболее ярко воплотить сложный синкретический комплекс идей, присущих корейской культуре, и отобразить внутреннее духовное состояние. Автор предпринимает попытку на примере произведения Ли Инсана раскрыть особенности художественного образа сосны, выявить символический смысл, объяснить идейную составляющую образа, определив его место и значимость в корейском изобразительном искусстве как важного элемента в визуальной системе, необходимого для сохранения культурной традиции и национального характера. Главный вывод статьи заключается в том, что образ сосны, являясь одним из ключевых в корейском изобразительном искусстве, характеризуясь духовной содержательностью и глубиной философско-эстетических идей эпохи Чосон, обладает жизнестойкостью. Он не теряет актуальности в творчестве корейских художников нашего времени, воплощающих элементы нового концептуального восприятия национального культурного кода, интегрируя и обогащая его новыми формами с использованием современных технологий и различных материалов.
Об авторе
Yu. I. GutarevaРоссия
Юлия Ивановна Гутарёва кандидат искусствоведения главный специалист (искусствовед)
660093, Красноярск, пр-т имени газеты «Красноярский рабочий», д. 197
Список литературы
1. Chang, Chin-Sung (2020). Transformation: Three centuries of Change in Late Choson Painting. In J. P. Park, J. Rhi, & B. Jungmann (Eds.). A companion to Korean art (pp. 291–308).
2. John Wiley & Sons Inc. Du, Khuapin [= Du, Huaping]. (2013). Tsvety i derev’ia kak simvoly v kitaiskoi kul’ture [Flowers and trees as symbols in Chinese culture] (S. A. Kochmin, & A. N. Novobranov, Trans.). KARO: Chance. (In Russian).
3. Filimonova, E. N. (2003). Simvolika rastenii v perevodnykh proizvedeniiakh. “Blagorodnye” rasteniia (na materiale perevodov s koreiskogo i kitaiskogo iazykov) [The symbolism of plants in translated works. “Noble” plants (based on material of translations from Korean and Chinese)]. In V. V. Krasnykh, & A. I. Izotov (Eds.). Iazyk, soznanie, kommunikatsiia (Vol. 25, pp. 26–53). MAX Press. (In Russian).
4. Gutareva, Yu. I. (2021). Simvolizatsiia vechnozelenogo dereva v khudozhestvenno-obraznoi sisteme Korei: nasledie i sovremennost’ [Symbolization of the evergreen tree in the artistic and figurative system of Korea: heritage and modernity]. In S. O. Kurbanov (Ed.). Vestnik Tsentra koreiskogo iazyka i kul’tury (Vol. 20, pp. 204–243). (In Russian).
5. Hwang, Jeongsu (2020, September 15). Iinsangui sonamu geurim [Image of pine trees by Yi Insang]. Kukche sinmun. http://www.kookje.co.kr/news2011/asp/newsbody.asp?code=1700&key=20200916.22021005066. (In Korean).
6. Khokhlova, E. A. (2018). Sem’desiat let iuzhnokoreiskogo iskusstva: vopros samobytnosti [Seventy years of South Korean art: A matter of identity]. In V. S. Akulenko et al. (Eds.). KNDR i RK — 70 let (pp. 303–316). Institut Dal’nego Vostoka RAN. (In Russian).
7. Kim, Sol’ Mi (2018). Natsional’noe derevo Korei — sosna [Korea’s national tree, the pine tree]. Kymsugansan [Geumsugansan], 7(330), 4–5. (In Russian).
8. Kontsevich, L. R. (2001). Koreevedenie: Izbrannye raboty [Korean studies: Selected works]. Muravei-Gaid. (In Russian).
9. Kontsevich, L. R. (Ed.) (2012). Osennie kleny: Antologiia koreiskoi poezii VIII — XIX stoletii v russkikh poeticheskikh perevodakh [Autumn maples: An anthology of Korean poetry of the 8th–19th centuries in Russian poetic translations]. Giperion. (In Russian).
10. Kravtsova, M. E. (2004). Istoriia iskusstva Kitaia [History of Chinese art]. Lan’; TRIADA. (In Russian).
11. Nikitina, M. I. (1994). Koreiskaia poeziia XVI–XIX vv. v zhanre sidzho [Korean poetry of the 16th–19th centuries in the genre of sijo]. Tsentr “Peterburgskoe vostokovedenie”. (In Russian).
12. Nikitina, M. I. (2001). Mif o Zhenshchine-Solntse i ee roditeliakh i ego “sputniki” v ritual’noi traditsii drevnei Korei i sosednikh stran [The myth of the Woman-Sun and her parents and its companions in the ritual tradition of ancient Korea and neighboring countries] (V. P. Nikitin, Ed.). Peterburgskoe vostokovedenie. (In Russian).
13. Nikitina, M. I., & Trotsevich, A. F. (1969). Ocherki istorii koreiskoi literatury do XIV veka [Essays on the history of Korean literature to the 14th Century]. Nauka. (In Russian).
14. Park, Huibyeong (2018). Neunghogwan Iinsang Seohwapyeongseong [Painting, calligraphy and poetry of Neunghogwan Yi Insang] (Vol. 1). Chulpansa: dolbegae (In Korean).
15. Park, Youngdae (2004). Essential Korean art: From prehistory to the Joseon Period. Hyeonamsa publishing Co., Ltd.
16. Park, Young Taek (2014). K-art: Universal works reach global audience. Korean Culture and Information Service, Ministry of Culture, Sports and Tourism.
17. Sokolov-Remizov, S. N. (2004). Kliuchevaia rol’ temy “sy tsziun’tszy” — “chetyre sovershennykh” — v strukture kitaiskoi dukhovnoi kul’tury [The key role of the theme sy junzi ‘four perfect’ in the structure of Chinese spiritual culture]. In D. A. Huseynov, I. F. Murian, & I. I. Sheptunova (Eds.). Iskusstvo Vostoka: Khudozhestvennaia forma i traditsiia: Sbornik statei (pp. 97–110). Dmitrii Bulanin. (In Russian).
18. Suh, Jae-sik (2017). Pine trees in Korea: Aesthetics and symbolism. Hollym International Corp.
19. Toporov, V. N. (1987). Mirovoe Drevo [The World Tree]. In S. A. Tokarev (Ed.). Mify narodov mira: Entsiklopediia (Vol. 1, pp. 398–406). Sovetskaia entsiklopediia. (In Russian).
20. Trotsevich, A. F. (Ed.) (1990). Istoriia tsvetov: Koreiskaia klassicheskaia proza [History of flowers: Korean classical prose]. Khudozhestvennaia literatura. (In Russian).
21. Trotsevich, A. F. (Ed.) (2011). Istorii, zapisannye na gore Zolotaia Cherepakha: Koreiskie rasskazy i povesti XV–XIX vv [Stories recorded on the Mountain of Golden Turtle: Korean stories and tales from the 15th to the 19th centuries]. Giperion. (In Russian).
22. Yoo, Byeongjheol (2007, November 15). Poteorateu, sonamuhwa geojang ‘jeonyeong’ jakpumjeon [Portal Art Opens Exhibition of Jeon Yeong, the master of pine tree painting]. Break News. https://www.breaknews.com/73840. (In Korean).
23. Yoo, Younbin (2014). Solbaram [The rustle of pine forests]. Neoruk. https://neolook.com/archives/20140511a. (In Korean).
24. Yoo, Younbin (2015). Songhabowol [The moonlight, a pine tree, and a stroll]. Neoruk. https:// neolook.com/archives/20150625f. (In Korean).
25. Zhdanova, L. V. (1986). Obraz karlikovoi sosny u Chkhve Chkhivona (854–?) i Li Giubo (1168– 1241) [The image of a dwarf pine by Choi Chi-won (854–?) and Lee Gyubo (1168–1241)]. In Pis’mennye pamiatniki i problemy istorii kul’tury narodov Vostoka. XIX godichnaia nauchnaia sessiia LO IV AN SSSR (doklady i soobshcheniia). 1985 g. (Pt. 1, pp. 172–180). Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury. (In Russian).
Рецензия
Для цитирования:
Gutareva Yu.I. Seolsongdo (설송도) by Yi Insang (이인 상, 1710–1760) as an embodiment of the symbolic interpretation of the pine tree image in Korean fine art. Шаги/Steps. 2022;8(4):152-169. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-152-169
For citation:
Gutareva Yu.I. Seolsongdo (설송도) by Yi Insang (이 인상, 1710–1760) as an embodiment of the symbolic interpretation of the pine tree image in Korean fine art. Shagi / Steps. 2022;8(4):152-169. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-152-169