The idea of conscience in the myst icism of Richard Rolle and Hegel’s philosophy
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-159-173
Аннотация
В данной статье исследуется проблема мистикорелигиозных оснований морали, которые взаимосвязаны, в первую очередь, с внутренним миром человека — с долгом, совестью, чувством собственного достоинства. Основное внимание уделяется сравнительному анализу идеи совести в мистицизме Ричарда Ролла и философии морали Г. В. Ф. Гегеля. Если для Ролла совесть — это голос высшего трансцендентного Бога, то для Гегеля совесть — это обобщенный голос значимых других, перенесенный на внутренний план нашего сознания. Эти точки зрения не исключают друг друга: первая фокусируется на том, как созревает совесть, она формируется на основе мистического устремления и любви к Богу, вторая — на механизме функционирования зрелой совести, которая реализует себя в обществе в чувстве долга. Согласно Роллу, совесть — это биение внутреннего разума, тогда как для Гегеля, совесть — это божественный голос, обладающий непосредственным знанием о существовании человека и включаюший в себя переживание религиозного или духовного качества, которое выходит за рамки концептуального анализа.
Ключевые слова
Об авторах
E. Ν. SobolnikovaРоссия
Елена Николаевна Собольникова - кандидат философских наук доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин
197376, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 14, лит. А
Тел.: +7 (812) 499-39-00
D. Proud
Великобритания
Дэвид Прауд - магистр философии, магистратура (современная литература)) Институт ирландских исследований
Liverpool L69 7ZX UK
Tel.: +44 (0) 151 794 5927
Список литературы
1. Butler, J. (1906). The analogy of religion, natural and revealed. J. M. Dent & Co.
2. Comper, F. (1969). The life of Richard Rolle: Together with an edition of his English lyrics. Barnes & Noble.
3. Copeland, R. (1984). Richard Rolle and the rhetorical theory of the levels of style. In M. Glasscoe (Ed.). The medieval mystical tradition in England: Papers read at Dartington Hall, July 1984 (pp. 55–80). D. S. Brewer.
4. Hegel, G. W. F. (1977). Elements of the philosophy of right (H. B. Nisbet, Trans.). Cambridge Univ. Press.
5. Hegel, G. W. F. (1991). Phenomenology of spirit (A. V. Miller, Trans.). Oxford Univ. Press.
6. Hilton, W. (1923). The scale of perfection (E. Underhill, Ed.). John M. Watkins.
7. Horstmann, C. (1895). Yorkshire writers: Richard Rolle of Hampole, an English Father of the Church and his followers. S. Sonnenschein.
8. Joyce, J. (1992), Ulysses: Annotated student edition. Penguin.
9. Manter, L. (2002). Rolle playing: “And the word became flesh”. In R. B. Kosinski, D. Robertson, & N. B. Warren (Eds.). The vernacular spirit: Essays on medieval religious literature (pp. 15–37). Palgrave.
10. Michel, D. (1979). Dan Michel’s Ayenbite of inwyt: introduction, notes, and glossary. Published for the Early English Text Society by the Oxford Univ. Press.
11. Pollard, W. (1997). Richard Rolle and the “Eye of the heart”. In W. Pollard, & R. Boenig (Eds.). Mysticism and spirituality in medieval England (pp. 85–106). D. S. Brewer.
12. Riehle, W. (1981). The Middle English mystics. Routledge & Kegan Paul.
13. Rolle, R. (1863). The prick of conscience (Stimulus conscientiæ): A Northumbrian poem. Published for the Philological Society by A. Asher.
14. Rolle, R. (1972). The fire of love. Penguin.
15. Sophocles. (1848). Antigone. London. John W. Parker.
16. Watson, N. (1991). Richard Rolle and the invention of authority. Cambridge Univ. Press.
Рецензия
Для цитирования:
Sobolnikova E.Ν., Proud D. The idea of conscience in the myst icism of Richard Rolle and Hegel’s philosophy. Шаги/Steps. 2023;9(3):159-173. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-159-173
For citation:
Sobolnikova E.Ν., Proud D. The idea of conscience in the myst icism of Richard Rolle and Hegel’s philosophy. Shagi / Steps. 2023;9(3):159-173. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-159-173