Порочные священники в текстах поздней античности и раннего Нового времени: единство топики и различие контекстов
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-108-128
Аннотация
В статье рассматривается один из ключевых элементов антиклерикальной риторики раннего Нового времени — фигура порочного священника. Основной тезис статьи заключается в том, что описание этой фигуры имеет характер топоса, который формируется еще в поздней античности как вариант топоса тирана. В текстах Нового времени он актуализируется в том числе благодаря прямому цитированию источников эпохи патристики и опоре на них. Сущностными чертами фигуры порочного священника оказываются властолюбие и алчность, которые обращаются в тираническую власть благодаря проповедуемому суеверию и обрядам, что разрушительно сказывается на религии и нравственности подпавших под эту власть мирян. В позднеантичных текстах этот топос выполняет функции антимодели, ему противопоставлен идеал святого епископа, а реализация идеала или его противоположности зависит от носителя священства. В антиклерикальных выпадах раннего Нового времени вокруг этого топоса формируется образ клира в целом, направленный на критику священства как такового. При этом объяснения такой всеобщей порочности священников появляются в текстах позже, чем сам «портрет», и в отличие от него оказываются вариативными.
Ключевые слова
Об авторе
С. А. ВоронцовРоссия
Сергей Александрович Воронцов - кандидат философских наук старший научный сотрудник, Лаборатория исследований церковных институций, богословский факультет
127051, Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1
Тел.: +7 (495) 114-50-69
Список литературы
1. Anscombe, G. E. (1958). Modern moral philosophy. Philosophy, 33(no. 124), 1–19. https://doi.org/10.1017/S0031819100037943.
2. Antonov, N. K. (2021). K voprosu ob avtorskoi strategii svt. Grigoriia Bogoslova v ego “Apologii” (Slovo 3 / Or. 2) [On the question of the author’s strategy of St. Gregory the Theologian in the “Apology for His Flight” (Or. 2)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii, 35, 31–51. https://doi.org/10.24412/2224-5391-2021-35-31-51. (In Russian).
3. Barnett, S. J. (1999). Idol temples and crafty priests: The origins of Enlightenment anticlericalism. Palgrave Macmillan.
4. Barnett, S. J. (2003). The Enlightenment and religion. Manchester Univ. Press.
5. Birkin, M. Yu. (2020). Durnoi episkop kak tiran v “Sententsiiakh” Isidora Sevil’skogo [Evil bishop as tyrant in Isidore of Seville’s Sententiae]. Shagi / Steps, 6(2), 259–291. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2020-6-2-259-291. (In Russian).
6. Birkin, M. Yu. (2022). Tiranicheskaia vlast’ episkopa i sotsial’noe prostranstvo: kazus Meridy kontsa VI v. [Tyrannical power of the bishop and social space: The case of Mérida in the late 6th century]. Shagi / Steps, 8(3), 137–167. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-3-137-167. (In Russian).
7. Curtius, E. (1948). Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter. A. Francke Verlag. (In German).
8. Daniel, S. H. (1984). John Toland: His methods, manners, and mind. McGill-Queen’s Univ. Press. Daston, L. (1998). The Nature of nature in early modern Europe. Configurations, 6, 149–151. https://doi.org/10.1353/con.1998.0014.
9. Di Lauro, F. (2007). ‘The Gracious and Favouring Interposition of God’: Eusebius and Divine Providence”. In V. Barker, & F. Di Lauro (Eds.). On a panegyrical note: Studies in honour of Garry W. Trompf (pp. 205–223). Univ. of Sydney.
10. Dockter, H. (2013). Klerikerkritik im antiken Christentum. Bonn Univ. Press. (In German).
11. Dunkle, J. R. (1971). The rhetorical tyrant in Roman historiography: Sallust, Livy and Tacitus. The Classical World, 65(1), 12–20. https://doi.org/10.2307/4347532.
12. Elm, S. (2015). Apology as autobiography — An episcopal genre? Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, Augustine of Hippo. In J. Stenger (Ed.). Spätantike Konzeptionen von Literatur (Vol. 2, 33–49). Winter.
13. Gaddis, M. (2005). There is no crime for those who have Christ: Religious violence in the Christian Roman Empire. Univ. of California Press.
14. Hadot, P. (1987). Exercices spirituels et philosophie antique. Etudes augustiniennes. (In French).
15. Henny, S. (2018). Caught in the crossfire of early modern controversy: Strabo on Moses and his corrupt successors. Intellectual History Review, 28, 35–39. https://doi.org/10.1080/17496977.2018.1402440.
16. Iliffe, R. (1999). Those “whose business it is to Cavill”: Newton’s anti-Catholicism. In J. E. Force, & R. H. Popkin (Eds.). Newton and religion: Context, nature, and influence (pp. 97–119). Springer.
17. Kors, A. C. (1990). Atheism in France, 1650–1729. Vol. 1: The Orthodox sources of disbelief. Princeton Univ. Press.
18. Lancaster, J. A. T., & McKenzie-McHarg, A. (2018). Priestcraft: Anatomizing the anti-clericalism of early modern Europe. Intellectual History Review, 28(1), 7–22. https://doi.org/10.1080/17496977.2018.1402436
19. Makhov, A. E. (2008). Topos. In N. D. Tamarchenko (Ed.). Poetika: Slovar’ aktual’nykh terminov i poniatii (pp. 264–266). Izdatel’stvo Kulaginoi; Intrada. (In Russian).
20. Miuller, V. K. (1971). Anglo-russkii slovar’ [English-Russian dictionary]. Sovetskaia Entsiklopediia. (In Russian).
21. Parsons, W. (1942). The Medieval theory of the tyrant. The Revue of Politics, 4(2), 129–143.
22. Pocock, J. G. A. (2010). Barbarism and religion. Vol. 5: Religion: The first triumph. Cambridge Univ. Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511778438.
23. Rapp, C. (2005). Holy bishops in Late Antiquity: The nature of Christian leadership in an age of transition. Univ. of California Press.
24. Reboul, O. (1970). Kant et la religion. Revue d’histoire et de philosophie religieuses, 50(2), 137–154. (In French). https://doi.org/10.3406/rhpr.1970.4010.
25. Rotenstreich, N. (1980). Hypostasis and fetishmaking: Kant’s concepts and their transformations. Kant-Studien, 71(1–4), 60–77. https://doi.org/10.1515/kant.1980.71.1-4.60.
26. Schneewind, J. B. (1990). The misfortunes of virtue. Ethics, 101(1), 42–63. https://doi.org/10.1086/293259.
27. Straw, C. (1988). Gregory the Great: Perfection in imperfection. Univ. of California Press.
28. Tabacco, R. (1985). Il tiranno nelle declamazioni di scuola in lingua latina: memoria. Accademia delle scienze. (In Italian).
Рецензия
Для цитирования:
Воронцов С.А. Порочные священники в текстах поздней античности и раннего Нового времени: единство топики и различие контекстов. Шаги/Steps. 2023;9(3):108-128. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-108-128
For citation:
Vorontsov S.A. Vicious priests in the texts of Late Antiquity and Early Modernity: The unity of topics and the difference of contexts. Shagi / Steps. 2023;9(3):108-128. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-108-128