Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Сreating otherness through social media usage: Why and how Old Believers spend time on different media platforms

EDN: NTXSQA

Аннотация

Статья посвящена тому, каким образом и с какой целью российские старообрядцы разных согласий используют социальные медиа. На основе наблюдений в цифровой среде (онлайн-этнография) и интервью со старообрядческими религиозными лидерами, администраторами телеграм-каналов и страниц старообрядческих общин в социальной сети «ВКонтакте», а также с активными пользователями соцсетей рассматриваются различия в использовании наиболее популярных медиаплощадок. В статье уделяется внимание тому, как сами сообщества меняются под влиянием использования социальных медиа, а также тому, как технические аффордансы разных площадок формируют оптимальную среду для взаимодействия старообрядцев и достижения поставленных целей в рамках онлайн коммуникации. Исследование показало, что в настоящее время старообрядцы используют «ВКонтакте» и Телеграм как основные площадки для цифровой проповеди, обмена новостями, трансляции важных для общин сообщений и очерчивания своего культурного пространства в Сети. На предпочтения площадки оказывает влияние возможность ограничивать доступ к данным, защищать их от копирования, использовать разные форматы данных, а также удобство переписки. При выборе способа взаимодействия с той или иной платформой старообрядцы поступают в соответствии со своими религиозными представлениями, а не следуя логике медиа. Доступ к социальным медиа не только объединяет, но и создает разрывы внутри сообществ в зависимости от взглядов на цели использования медиаплощадок (в то время как одни создают хронику своей общины в социальной сети, другие считают возможным обсуждать онлайн вопросы веры). Онлайн-коммуникация размывает границы сообществ, разделяя верующих при помощи тех же инструментов, которые призваны создавать безграничное пространство для общения.

Об авторе

N. S. Dushakova
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Наталья Сергеевна Душакова, PhD старший научный сотрудник, Департамент научной деятельности

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Boytsova, A. A. (2025). Staroobriadchestvo v internete: kategoriia “oskverneniia” i “chistoty” v virtual’nom prostranstve [Old Believers on the Internet: The category of “desecration” and “purity” in the virtual space]. Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom = State, religion and church in Russia and Worldwide, 43(1), 245–270. (In Russian).

2. Campbell, H. (2010). When religion meets new media. Routledge.

3. Campbell, H. A., & Evolvi, G. (2019). Contextualizing current digital religion research on emerging technologies. Human Behavior & Emerging Technologies, 2, 5–17. https://doi.org/10.1002/hbe2.149.

4. Dontsov, P. A., & Nikolaev, D. M. (2018). Sovremennye tekhnologii i problema samoidentifikatsii staroobriadchestva [Modern technologies and the issue of self-identification of Old Believers]. In M. B. Pashinin, & M. O. Shakhov (Eds.). Vsemirnyi staroobriadcheskii forum: Materialy mezhdunarodnoi konferentsii, Moskva, 1–2 oktiabria 2018 g. (pp. 100– 103). Staroobriadcheskoe izdatel’stvo “Tretii Rim”. (In Russian).

5. Dushakova, N. S., & Litvina, N. V. (2025). “Eshche odna obitel’ v seti”: istoriia staroobriadcheskogo Interneta [“Another place of God on the Net”: The history of Old Believer Internet]. Studia Religiosa Rossica: Nauchnyi zhurnal o religii, 2025(1), 115–136. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2025-1-115-136. (In Russian).

6. Ermolin, D. S. (2020). Staroobriadchestvo online: mosty, granitsy i informatsionnye potoki [Old Believers online. Bridges, borders and media streams]. Kunstkamera, 2020(3, no. 9), 130–140. (In Russian). https://doi.org/10.31250/2618-8619-2020-3(9)-130-140.

7. Falahatpisheh, Z., & Khajeheian, D. (2020). Affordances and IT design: A typology for social media and platform affordances. In I. Williams (Ed.). 13th CMI Conference on Cybersecurity and Privacy (CMI) — Digital Transformation — Potentials and Challenges (pp. 1–7). IEEE. https://doi.org/10.1109/CMI51275.2020.9322681.

8. Frauhammer, K. (2016). Sacrality without borders: thoughts on virtual cult sites. In C. Saraiva, P. J. Margry, L. Obadia, K. Povedák, & J. Mapril (Eds.). Experiencing religion: New approaches to personal religiosity (pp. 143–152). LIT Verlag Münster.

9. Loskutov, G. (2013). Dobro pozhalovat’ v mir informatsionnykh voin! [Welcome to the world of information wars!]. Sibirskii staroobriadets, 6 (quoted from https://yuri-loskutov.livejournal.com/161556.html). (In Russian).

10. Miller, D., Costa, E., Haynes, N., McDonald, T., Nicolescu, R., Sinanan J., Spyer, J., Venkatraman, S., & Wang, X. (2016). How the world changed social media. UCL Press.

11. Rygovskiy, D. (2019). Tekhnika i ee reprezentatsiia kak istochnik religioznogo opyta v eniseiskom staroobriadchestve [Technology and its representation as a source of religious experience for Old Believers of Yenisei Region]. Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom = State, religion and church in Russia and Worldwide, 37(4), 19–44. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2019-37-4-19-44. (In Russian).

12. Shimanskaya, O. К. (2021). Global’naia sovremennost’ i staroobriadchestvo: ambivalentnost’ vzaimodeistviia [Global modernity and Old Believers. Ambivalence of interaction]. Studia Religiosa Rossica: Nauchnyi zhurnal o religii, 2021(3), 40–58. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2021-3-40-58. (In Russian).

13. Simonov, I. V. (2023). Osobennosti sredstv massovoi informatsii religioznykh men’shinstv Rossii (na primere staroobriadchestva) [Features of the mass media of religious minorities in Russia (on the example of the Old Believers)]. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2023(3-2, no. 78), 84–89. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-3-2-84-89. (In Russian).


Рецензия

Для цитирования:


Dushakova N.S. Сreating otherness through social media usage: Why and how Old Believers spend time on different media platforms. Шаги/Steps. 2025;11(4):167-179. EDN: NTXSQA

For citation:


Dushakova N.S. Сreating otherness through social media usage: Why and how Old Believers spend time on different media platforms. Shagi / Steps. 2025;11(4):167-179. EDN: NTXSQA

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)