Образ священника в «Апологии» (слово 3 / or. 2) свт. Григория Богослова в контексте позднеантичных представлений о носителях власти
EDN: BRIBRX
Аннотация
В статье продолжается исследование принципов конструирования образа священника в поздней античности на примере «Апологии» свт. Григория Богослова. Демонстрируется, что литературный образ священника конструируется с использованием образов других носителей власти и мыслится как один из них, поскольку свт. Григорий использует топосы и лексику политической литературы. Ключевым является платонический образ философа-правителя, а также лексика из скорее монархической, чем демократической традиции. Рассматривается происхождение и традиция использования формулы «искусство искусств и наука наук» (τέχνη τεχνῶν καὶ ἐπιστήμη ἐπιστημῶν), которой автор определяет священство. Показывается, что таким образом свт. Григорий ставит священника на место философа в платонической традиции. Это подтверждается анализом аллюзий на «Горгия» Платона, содержащего образы двух универсальных властных ролей: ритора и философа. Восходящее к этому диалогу сравнение заботы о душе с медициной развивается свт. Григорием за счет включения туда положений христианского благовестия и описания принципов душепопечения, которые не находят прецедентов в предшествующей письменности. Помимо этого, автор объединяет в описываемом образе функции ритора и жреца, делая его всеобъемлющим лидером церковного пространства, осмысляемого по аналогии с полисным. В заключение проводится сравнение с образом Пифагора, как он описан у Ямвлиха, который, как и священник, сочетает политическое измерение (руководство сообществом) с сотериологической перспективой через действие на душу разными способами: общественным словом, индивидуальным общением, примером, через культ. Сравнение позволяет увидеть, что священник и локальная Церковь мыслятся свт. Григорием не как отдельное новое политическое пространство со своей властной структурой, а как его метафорическая проекция, универсальная с точки зрения определения идентичности, но не отрицающая при этом наличные политические институты.
Ключевые слова
Об авторе
Н. К. АнтоновРоссия
Николай Константинович Антонов, кандидат теологии приглашенный сотрудник, Лаборатория исследований церковных институций
127051, Москва, Лихов пер., д. 6
Список литературы
1. Аверинцев 1981 — Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы / Отв. ред. С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1981. С. 15–46.
2. Антонов 2021а — Антонов Н. К. К вопросу об авторской стратегии свт. Григория Богослова в его «Апологии» (Слово 3 / Or. 2) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. № 35. 2021. С. 31–51. https://doi.org/10.24412/2224-5391-2021-35-31-51.
3. Антонов 2021b — Антонов Н. К. Обзор исследовательской литературы по теме священства в творениях святителя Григория Богослова // Вопросы теологии. Т. 3. № 2. 2021. С. 177–208. https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.204.
4. Антонов 2021c — Антонов Н. К. Пастырская образность в «Апологии» свт. Григория Богослова // Шаги/ Steps. Т. 7. № 2. 2021. С. 193–211. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-2-193-211.
5. Антонов 2023а — Антонов Н. К. Богословское осмысление свт. Григорием Назианзиным темы священства в социокультурном контексте поздней античности (на материале слова 3): Дис. … канд. теол. / Правосл. Свято-Тихоновский гуманит. ун-т. М., 2023.
6. Белоусов 2012 — Белоусов А. В. Флавий Филострат в религиозном контексте своего времени: «Жизнь Апполония» и «Героика». М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
7. Грюнерт 2022 — Грюнерт А. Медицинская метафора лечебницы в «Беседах» Эпиктета и «Беседах на псалмы» Оригена // Аристей. Т. 25. 2022. С. 51–70. https://doi.org/10.53084/22209050_2022_25_51.
8. Соловьёв 2023 — Соловьёв Р. С. «Жизнь Плотина» Порфирия в историко-литературном контексте II–III века и проблема ее жанровой неоднородности: Дис. … канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2023.
9. Adluri 2013 — Philosophy and salvation in Greek religion / Ed. by V. Adluri. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2013.
10. Antonov 2022 — Antonov N. K. The ἀρχή of the priest in the “Apology for his Flight” (or. 2) of Gregory of Nazianzus // Философия. Журнал Высшей школы экономики. Т. 6. № 4. 2022. С. 13–35. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2022-4-13-35.
11. Antonov 2023b — Antonov N. Ancient political vocabulary in biblical contexts: The image of the priest in Gregory of Nazianzus’ or. 2 (Apologia de fuga sua) // Augustinianum. Vol. 63. No. 2. 2023. P. 459–478. https://doi.org/10.5840/AGSTM202363220.
12. Bussanich 2013 — Bussanich J. Rebirth eschatology in Plato and Plotinus / Philosophy and salvation in Greek religion / Ed. by V. Adluri. Berlin, Boston: Walter de Gruyter, 2013. P. 243–288.
13. Demacopoulos 2007 — Demacopoulos G. E. Five models of spiritual direction in the early Church. Notre Dame: Univ. of Notre Dame Press, 2007.
14. Demoen 1996 — Demoen K. Pagan and biblical exempla in Gregory Nazianzen. A study in rhetoric and hermeneutics. Turnhout: Brepols, 1996.
15. Elm 2012 — Elm S. Sons of Hellenism, Fathers of the Church: Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, and the vision of Rome. Berkeley; London: Univ. of California Press, 2012.
16. Fowden 1982 — Fowden G. The pagan holy man in late antique society // The Journal of Hellenic Studies. Vol. 102. 1982. P. 33–59.
17. Hornung 2020 — Hornung C. Monachus et sacerdos. Asketische Konzeptualisierungen des Klerus im antiken Christentum. Leiden; Boston: Brill, 2020.
18. Lochbrunner 1993 — Lochbrunner M. Über das Priestertum: historische und systematische Untersuchung zum Priesterbild des Johannes Chrysostomus. Bonn: Borengässer, 1993.
19. Louth 1997 — Louth A. St. Gregory Nazianzen on bishops and the episcopate // Vescovi e pastori in epoca teodosiana: in occasione del XVI centenario della consacrazione episcopale di S. Agostino, 396–1996: XXV incontro di studiosi dell’antichità cristiana, Roma, 8–11 maggio 1996. Vol. 2. Rome: Institutum Patristicum Augustinianum, 1997. P. 281–285.
20. MacDougall 2022 — MacDougall B. Philosophy at the festival: The festal orations of Gregory of Nazianzus and the classical tradition. Leiden: Brill, 2022.
21. Macris 2022 — Macris C. La lecture néoplatonicienne de la biographie de Pythagore par Jamblique // Ancient philosophy and early Christianity: Studies in honor of Johan C. Thom / Ed. by P. R. Bosman, G. R. Kotzé. Leiden; Boston: Brill, 2022. P. 137–178.
22. Mihai 2016 — Mihai C. I. Competing arts: Medicine and philosophy in Aristotle’s Protrepticus // Hermeneia: Journal of Hermeneutics, Art Theory & Criticism. No. 17. 2016. P. 87–96.
23. Maslov 2012 — Maslov B. Oἰκείωσις πρòς θεόν: Gregory of Nazianzus and the heteronomous subject of Eastern Christian penance // Journal of Ancient Christianity. Vol. 16. No. 2. 2012. P. 311–343. https://doi.org/10.1515/zac-2012-0019.
24. O’Meara 2003 — O’Meara D. J. Platonopolis: Platonic political philosophy in late Antiquity. Oxford: Oxford Univ. Press, 2003.
25. Pinault 1925 — Pinault H. Le platonisme de St. Grégoire de Nazianze. La Roche-Sur-Yon: G. Romain, 1925.
26. Portmann 1954 — Portmann F. X. Die göttliche Paidagogia bei Gregor von Nazianz: eine dogmengeschichtliche Studie. St. Ottilien: Verlag der Erzabtei, 1954.
27. Rapp 2005 — Rapp C. Holy bishops in late Antiquity: The nature of Christian leadership in an age of transition. Berkeley: Univ. of California Press, 2005.
28. Richard 2003 — Richard A. Cosmologie et théologie chez Grégoire de Nazianze. Paris: Brepols, 2003.
29. Ruether 1969 — Ruether R. R. Gregory of Nazianzus: Rhetor and philosopher. Oxford: Clarendon Press, 1969.
30. Solans Blasko 2023 — Solans Blasko M. The power of philosophy: On the role of δύναμις in Plato’s Gorgias // Платоновские исследования. Т. 19. № 2. 2023. С. 11–48. https://doi.org/10.25985/PI.19.2.01.
31. Staab 2002 — Staab G. Pythagoras in der Spätantike: Studien zu De Vita Pythagorica des Iamblichos von Chalkis. Berlin: Walter de Gruyter, 2002.
32. Sterk 2004 — Sterk A. Renouncing the world yet leading the Church: The monk-bishop in late Antiquity. Cambridge: Harvard Univ. Press, 2004.
33. Stewart 2015 — Stewart B. A. Priests of my people: Levitical paradigms for early Christian ministers. New York: Peter Lang, 2015.
34. Winn 2021 — Winn L. The common origins of philosophical and political power in Plato’s Gorgias // Plato Journal. Vol. 21. 2021. P. 7–19. https://doi.org/10.14195/2183-4105_21_1.
Рецензия
Для цитирования:
Антонов Н.К. Образ священника в «Апологии» (слово 3 / or. 2) свт. Григория Богослова в контексте позднеантичных представлений о носителях власти. Шаги/Steps. 2025;11(4):35-62. EDN: BRIBRX
For citation:
Antonov N.K. The image of the priest in Gregory of Nazianzus’ «Apology for His Flight» (or. 2) in the context of late antique idεas about leadership. Shagi / Steps. 2025;11(4):35-62. (In Russ.) EDN: BRIBRX





































