Улыбка Наташи Ростовой: "Война и мир" в интертекстуальной и биографической перспективе
Аннотация
В статье рассмотрена роль биографического опыта автора в художественном произведении и предложена герменевтическая концепция «переживания» (Erlebnis) как рамки, внутри которой могут взаимодействовать социальные, политические, историко-культурные, интертекстуальные и др. детерминанты, импульсы и источники текста. Эта методологическая проблема проанализирована на материале знаменитого эпизода встречи Пьера и Наташи в кульминационном эпизоде основной части «Войны и мира», который контекстуализируется с привлечением литературной традиции, современной Толстому науки и биографии писателя. Такое переплетение факторов различного порядка позволяет по-новому увидеть переработку Толстым романтических представлений о любви, проявившихся и в его художественном творчестве, и в его личной судьбе. Речь идет не о том, чтобы прочитать творчество как отражение жизни или выявить литературные модели жизнестроительства, а в том, чтобы понять биографию и художественный текст как различные формы разрешения проблем, неизменно волновавших писателя.
Ключевые слова
Л. Н. Толстой,
"Война и мир",
Г. О. Винокур,
переживание,
биографический опыт,
узнавание,
Гомер,
Шиллер,
Диккенс,
Вундт,
Сеченов
Об авторе
А. Л. Зорин
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Для цитирования:
Зорин А.Л.
Улыбка Наташи Ростовой: "Война и мир" в интертекстуальной и биографической перспективе. Шаги/Steps. 2019;5(2):86-109.
For citation:
Zorin A.L.
Natasha Rostova's smile: War and Peace in intertextual and biographical perspectives. Shagi / Steps. 2019;5(2):86-109.
Просмотров:
2