Грамматическое будущее время и экзистенциальный страх смерти: неосознаваемый выбор глагольных форм
Аннотация
В статье представлены некоторые результаты психосемиотического исследования, изложенного в монографии [Новикова-Грунд 2014] и посвященного доказательству следующих гипотез: уникальная картина мира индивида 1) существует (а не является образом или метафорой); 2) отображается на тексты индивида таким образом, что по формальным характеристикам текста может быть представлена в виде карты. Важный элемент карты уникальной картины мира индивида - использование глагольных форм будущего времени или их избегание. Сравнительный анализ текстов контрольной группы, состоящей из людей, совершивших множественные суицидальные попытки, и текстов экспериментальной группы, состоящей из людей, никогда не совершавших таких попыток, показал количественное различие в использовании форм будущего времени: более 60% у суицидентов и менее 1% в экспериментальной группе (за 100% принимались все использованные временные формы в тексте). Следующим экспериментальным этапом стал подсчет относительного процента форм будущего времени на большом массиве текстов, принадлежащих авторам XIX-XX вв., о которых известно, что суицидальных попыток они не совершали. Результат колебался от 0,5% до 2%. Интерпретация результатов в рамках уже не лингвистики, а психологии (экзистенциального направления) позволила убедительно связать и использование, и избегание форм будущего времени с экзистенциальным страхом смерти и с различными стратегиями совладания с ним.
Для цитирования:
Новикова-Грунд М.В.
Грамматическое будущее время и экзистенциальный страх смерти: неосознаваемый выбор глагольных форм. Шаги/Steps. 2019;5(1):136-150.
For citation:
Novikova-Grund M.W.
Grammatical Future Tense and the existential fear of death: Unconscious choice of the verb forms. Shagi / Steps. 2019;5(1):136-150.
Просмотров:
5