Сатурн как знак: ренессансная космология между интеллектуальной историей и теорией
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-4-281-299
Аннотация
Статья обращается к ренессансной космологии как к исследовательской теме и ставит вопрос, влияет ли на нее сегодня теоретическая проблематика иконологии Аби Варбурга и Эрвина Панофского. Одним из важных факторов такого влияния является эссе С. Сонтаг «Под знаком Сатурна» (1978). Метафоризация методологических новаций В. Беньямина через образ Сатурна и меланхолии в этом эссе невольно связывает эти новации с монографией «Сатурн и меланхолия» Р. Клибанского, Э. Панофского и Ф. Заксля (1964). Статья ставит целью показать, что этот параллелизм придает теме ренессансной космологии характер образа, и описать, как этот образ проявляется в историографии. Авторы доказывают, что этот образ характеризуется интересом к феномену пропорции как к находящемуся в центре ренессансных космологических теорий, и приходят к выводу, что хотя изучение ренессансной эстетики пропорции и сохраняет связь с проблематикой Варбурга и Панофского, она не возрождает иконологическую традицию, а проявляет ее внутренние интеллектуальные противоречия.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ЕрошенкоА. А. Кочековский
Рецензия
Для цитирования:
Ерошенко А.А., Кочековский А.А. Сатурн как знак: ренессансная космология между интеллектуальной историей и теорией. Шаги/Steps. 2021;7(4):281-299. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-4-281-299
For citation:
Eroshenko A., Kochekovsky A. Saturn as a sign: Renaissance cosmology between intellectual history and theory. Shagi / Steps. 2021;7(4):281-299. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-4-281-299