Трагедия Цветаевой «Ариадна»: проблема сценического претворения
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-176-189
Аннотация
Статья посвящена трагедии Цветаевой «Ариадна» и проблеме ее сценического претворения. Анализ музыкальной организации стиха пьесы показывает, что мелодикоритмическое структурирование прямой речи создает иллюзию ее театрального воплощения, т. е. еще на уровне словесного текста фиксируется интонационный и в широком смысле пластический рисунок действия. Кроме того, именно музыкальными средствами творятся образы и вычерчивается драматический конфликт. Постановка «Ариадны» на сцене петербургского Театра сатиры на Васильевском острове (2001) учла эту музыкальную природу пьесы. Режиссер Светлана Свирко нашла свой музыкальный ключ, впервые за почти столетнюю историю цветаевской трагедии открывший путь к ее театральному воплощению. В пьесе ХХ в. спектакль обнаружил природу античного искусства, выявил родословную, ведущую к хоровым истокам древнегреческого театра, и дал определенный ответ на вопрос о сценичности «Ариадны» Цветаевой, в той или иной форме возникавший у исследователей.
Ключевые слова
Для цитирования:
Кумукова Д.Д. Трагедия Цветаевой «Ариадна»: проблема сценического претворения. Шаги/Steps. 2022;8(1):176-189. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-176-189
For citation:
Kumukova D.D. Tsvetaeva's tragedy Ariadne: Stage performance experience. Shagi / Steps. 2022;8(1):176-189. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-176-189