Метаморфозы тела в контексте цифровой моды
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-363-385
Аннотация
Статья посвящена исследованию гибридных образов в цифровой моде, к которым может быть применен концепт метаморфоз. С помощью понятия метаморфоз анализируется одновременно как форма, так и содержание визуальных объектов, что соответствует идее преодоления бинарности, а именно философского эссенциализма в отношении понимания тела человека и человеческой субъективности. Вместо унитарного субъекта предлагается «расширенное» видение человека как находящегося в постоянной трансформации в зависимости от внутренней и внешней среды. Философское обоснование данной позиции основано на понятии становления у Жиля Делёза и Феликса Гваттари, а также концепции метаморфоз Рози Брайдотти. Автор отсылает к одноименному художественному труду Овидия как первоисточнику идеи метаморфоз и собранию мифов, вдохновляющему дизайнеров по всему миру. В статье рассматриваются образы-метаморфозы цифровых дизайнеров и брендов The Fabricant x Trs.Mnz, Bad Binch TONGTONG с XTENDED IDENTITY, Tribute, Ева Исзоро, Антони Тудиско и др., которые стали известны благодаря размещению на общепризнанных маркетах цифровой одежды, таких как The Fabricant, The Dematerialised, и участию с цифровыми показами в официальных неделях мод. Автор делает выводы, согласно которым концепт метаморфоз является визуальным и методологическим инструментом, позволяющим анализировать взаимоотношения между человеком, животным, машиной. Метаморфозы — это не только способ представить многообразие тел, но и повод для дискуссии относительно эстетики, политики и этики с точки зрения этих тел.
Ключевые слова
Об авторе
О. О. ПертельРоссия
Оксана Олеговна Пертель, аспирантка, Аспирантская школа по искусству и дизайну
101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Список литературы
1. Барад 2018 — Барад К. Агентный реализм / Пер. с. англ. И. Штейнер // Опыты нечеловеческого гостеприимства: Антология / Ред.-сост. М. Крамар, К. М. Саркисов. М.: V-A-C Press, 2018. C. 42–121.
2. Брайдотти 2021 — Брайдотти Р. Постчеловек / Пер. с англ. Д. Хамис; Под ред. В. Данилова. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021.
3. Делез, Гваттари 2010 — Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского; Науч. ред. В. Ю. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010.
4. Сиксу 2001 — Сиксу Э. Хохот Медузы / Пер. с англ. О. Липовской // Введение в гендерные исследования. Т. 2: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. С. 799–821.
5. Смелик 2022 — Смелик А. Жиль Делёз. Тело без органов в складках моды // Осмысление моды. Обзор ключевых теорий / Под ред. А. Рокаморы, А. Смелик; Пер. с англ. Е. Демидова. М.: Нов. лит. обозрение, 2022. С. 191–209.
6. Харауэй 2017 — Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х / [Пер. с англ.]. М.: Ad Marginem, 2017.
7. Braidotti 2002 — Braidotti R. Metamorphoses: Towards a materialist theory of becoming. Cambridge, UK: Polity Press, 2002.
8. Clynes, Kline 1960 — Clynes M. E., Kline N. S. Cyborgs and space // Astronautics. 1960 (September). P. 26–27, 74–76.
9. Iszoro 2018 — Iszoro E. Construction of nonexistent, unknown, surprising, creative volumes using flat patterns: Application of accidental cutting methodology // EURAU18 Alicante: Retroactive research: Congress proceedings / Ed. by J. Sánchez Merina. Alicante: Escuela Politécnica Superior Alicante University, 2018. P. 513–518.
10. Iszoro 2020 — Iszoro E. Construction of nonexistent, unknown, surprising, creative volumes using flat patterns: Application of accidental cutting methodology // EURAU Alicante: Retroactive research in architecture / Ed. by J. Sánchez Merina. San Vicente del Raspeig: Escuela Politécnca Superior, Alicante Univ., 2020. P. 228–235.
11. Iszoro et al. 2021 — Iszoro E., Almond K., Alcoceba B. Virtual reality as a new means of creation and communication in fashion // Global Fashion Management Conference. 2021 Global Fashion Marketing Conference at Seoul, 05–07 Nov 2021, Sogang University, Seoul/Virtual. Global Alliance of Marketing & Management Associations. P. 270–273. https://doi.org/10.15444/GFMC2021.04.04.03.
12. Särmäkari, Vänskä 2022 — Särmäkari N., Vänskä A. ‘Just hit a button!’ — fashion 4.0 designers as cyborgs, experimenting and designing with generative algorithms // International Journal of Fashion Design, Technology and Education. Vol. 15. No. 2. 2021. P. 211–220. https://doi.org/10.1080/17543266.2021.1991005.
Рецензия
Для цитирования:
Пертель О.О. Метаморфозы тела в контексте цифровой моды. Шаги/Steps. 2024;10(1):363-385. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-363-385
For citation:
Pertel O.O. Body metamorphoses in digital fashion context. Shagi / Steps. 2024;10(1):363-385. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-363-385