Перформативные практики современ¬ного искусства и ритуал прощания (на примере проекта Артема Филатова и Алексея Кореи «Сад им.»)
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-107-123
Аннотация
В статье рассматривается общественный мемориальный комплекс «Сад им.», созданный Артемом Филатовым и Алексеем Корси как пространство гетеротопии, развивающее практики стрит-арта и искусства соучастия. Проект не актуализирует память места, а формирует ее через создание общественного цифрового архива. Проводится параллель между проектом «Сад им.» и опытом архитекторов авангарда, в частности Николая Ладовского. Ладовский понимал архитектуру как программу, которая формирует восприятие людей. Такое понимание архитектуры сближает ее с процессуальными искусствами, работающими с ситуациями, развивающимися во времени. Иначе говоря, грань между пространственным искусством архитектуры, социальными и перформативными практиками может рассматриваться как подвижная «зона перехода». Проект «Сад им.» живет как раз в этой зоне перехода.
Ключевые слова
Об авторе
Ж. В. ВасильеваРоссия
Жанна Владимировна Васильева кандидат культурологии старший научный сотрудник, Лаборатория историко-культурных исследований, Школа актуальных гуманитарных исследований
119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82
Тел.: +7 (495) 937-95-26
Список литературы
1. Ассман 2019 — Ассман А. Забвение истории — одержимость историей / Сост., пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Нов. лит. обозрение, 2019.
2. Гордиенко 2021 — ГорДиенко Е. Призрачное пространство в спектаклях in situ: эффект междумирья // Theatrum Mundi. Подвижный лексикон / Под ред. Ю. Лидерман, В. Золотухина. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. С. 232-247.
3. Лапина-Кратасюк, Рублева 2018 — Лапина-Кратасюк Е. Г, Рублева М. В. Проекты сохранения личной памяти: цифровые архивы и культура участия // Шаги/Steps. Т. 4. № 3-4. 2018. С. 147-165.
4. Мазин 2018 — Мазин В. Травма, память, беспамятство и эстетизация // Удел Человеческий: Сб. ст. = The human condition: Digest of articles. Т. 1 / Сост. Д. Пыркина, В. Мизиано. М.: ГЦСИ в составе ГМВЦ «РОСИЗО», 2018. С. 125-130.
5. Савицкая, Филатов 2019 — Савицкая А., Филатов А. Краткая история нижегородского уличного искусства. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2019.
6. Сафронова 2020 — Сафронова Ю. А. Историческая память: введение: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2020.
7. Скопин 2018 — Скопин Д. Исчезновение человека как политическая и эстетическая проблема: вопрос призрачности // Удел Человеческий: Сб. ст. = The human condition: Digest of articles. Т. 1 / Сост. Д. Пыркина, В. Мизиано. М.: ГЦСИ в составе ГМВЦ «РОСИЗО», 2018. С. 133-139.
8. Соломон-Годо 2018 — Соломон-Годо Э. Преследование и призраки в современном искусстве Пер. с англ. // Удел Человеческий: Сб. ст. = The human condition: Digest of articles. Т. 1 / Сост. Д. Пыркина, В. Мизиано. М.: ГЦСИ в составе ГМВЦ «РОСИЗО», 2018. С. 141-147.
9. Фёрингер 2019 — Фёрингер М. Авангард и психотехника. Наука, искусство и методики экспериментов над восприятием в послереволюционной России / Пер. с нем. К. Ле-винсона, В. Дубиной. М.: Нов. лит. обозрение, 2019.
Рецензия
Для цитирования:
Васильева Ж.В. Перформативные практики современ¬ного искусства и ритуал прощания (на примере проекта Артема Филатова и Алексея Кореи «Сад им.»). Шаги/Steps. 2022;8(1):107-123. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-107-123
For citation:
Vasilieva Zh.V. Performative practices in contem¬porary art and the funeral ritual (the case of the project “The Garden named after” by Artem Filatov and Alexey Korsi). Shagi / Steps. 2022;8(1):107-123. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-1-107-123