Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Фотографии Эжена Атже как выражение предметности архитектуры: отель Бовэ

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-297-323

Аннотация

В статье сопоставлена репрезентация архитектуры во французском и российском академическом искусствознании, с одной стороны, и в фотографиях Эжена Атже, с другой. Точкой отсчета для искусствоведческих описаний стал анализ Жака-Франсуа Блонделя, подкрепляемый рисунками Жана Маро. Выбор анализируемых им и более поздними исследователями характеристик отражает схематизм в понимании архитектуры, ее дистанцированность от человека, отсутствие экзистенциальных характеристик. Такое представление находит соответствие в иллюстративном материале — в предпочтении чертежам, планам, фронтальной точке зрения, отсутствию в нем человека. Снимки Атже в силу личностных особенностей автора, а также фотографии как вида искусства в целом, отразили упускаемые искусствоведами характеристики архитектуры, связанные с ее принципиальной иммерсивностью и неразрывностью с жизненным миром человека. Атже достигает этого эффекта с помощью сложных ракурсов, естественности зрительного охвата, серийности фотографий. «Неприкрашенность» снимков старых зданий соответствует естественности их старения, актуальной и потенциальной руинированности как важной характеристики архитектуры. На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости пересмотра предмета архитектуроведения в сторону его большей многомерности, неотрывности от человека, динамичности и неопределенности.

Об авторе

С. П.  Хохлова
Государственный университет «Дубна»
Россия

Светлана Павловна Хохлова, кандидат философских наук доцент, кафедра социологии и гуманитарных наук, факультет социальных и гуманитарных наук

141980, Дубна, Университетская ул., д. 19



Список литературы

1. Алферова 1969 — Алферова Г. В. Архитектура времени французской абсолютной монархии // Всеобщая история архитектуры. Т. 7 / Отв. ред. А. В. Бунин. М.: Стройиздат, 1969. С. 111–186.

2. Беньямин 1996 — Беньямин В. Краткая история фотографии / [Пер. с нем.] // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости: Избр. эссе. М.: Культ. центр им. Гете; Медиум, 1996. С. 66–91.

3. Васильева 2018 — Васильева Е. В. Эжен Атже: художественная биография и мифологическая программа // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1 (30). С. 30–38.

4. Вельфлин 1994 — Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Пер. с нем. А. А. Франковского. СПб.: Мифрил, 1994.

5. Зиммель 1996 — Зиммель Г. Руина // Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни / [Пер. с нем.]. М.: Юрист, 1996. С. 227–233.

6. Кнабе 2001 — Кнабе Г. С. Строгость науки и безбрежность жизни // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 113–124.

7. Лотман 2002 — Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академич. проект, 2002. C. 314–321.

8. Сонтаг 2013a — Сонтаг С. Меланхолические объекты // Сонтаг С. О фотографии / Пер. с англ. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. С. 71–113.

9. Сонтаг 2013b — Сонтаг С. Фотографические евангелия // Сонтаг С. О фотографии / Пер. с англ. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. С. 151–198.

10. Хохлова 2009 — Хохлова С. П. Неопределимость архитектуры в теории Бенуа Гетца, Филиппа Мадека и Крис Юнес // Вестник государственного университета «Дубна». Сер. Науки о человеке и обществе. 2019. № 4. С. 80–87.

11. Хохлова 2013 — Хохлова С. П. О границах парадигм в исследованиях по истории архитектуры // Историческая психология и социология истории. Т. 6. № 2. 2013. С. 147–168.

12. Якимович 1995 — Якимович А. К. Архитектура // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 17 века: Голландия, Франция, Англия, Германия / Отв. ред. тома Е. И. Ротенберг, М. И. Свидерская. М.: Искусство, 1995. С. 64–95.

13. Aubenas, Le Gall 2007 — Atget: une rétrospective / Sous la dir. de S. Aubenas, G. Le Gall. Paris: Bibliothèque nationale de France, 2007.

14. Du Seigneur 1886 — Du Seigneur M. L’hôtel de Beauvais // La construction moderne. 1886. 8 mai. P. 361–363; 15 mai. P. 378–380; 1886. 22 mai. P. 391–392.

15. Gady 2002 — Gady A. Le Marais: Guide historique et architectural. Paris: Le Passage, 2002.

16. Gady 2008 — Gady A. Les hôtels particuliers de Paris du Moyen-Âge à la Belle Époque. Paris: Parigramme, 2008.

17. Gautrand 2016 — Eugène Atget. Paris / Sous la dir. de J.-C. Gautrand. Cologne: Taschen, 2016.

18. Goets et al. 2009 — Goets B., Madec P., Younès C. L’indéfinition de l’architecture: un appel. Paris: Éd. de la Villette, 2009.

19. Pérouse de Montclos 1989 — Pérouse de Montclos J.-M. Histoire de l’architecture française. T. 2: De la Renaissance à la Révolution. Paris: Mengès, 1989.


Рецензия

Для цитирования:


Хохлова С.П. Фотографии Эжена Атже как выражение предметности архитектуры: отель Бовэ. Шаги/Steps. 2024;10(1):297-323. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-297-323

For citation:


Khokhlova S.P. Photos by Eugène Atget as expression of objectivity of architecture: Hôtel de Beauvais. Shagi / Steps. 2024;10(1):297-323. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-297-323

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)