Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Человек, читающий стихи: ритуальная природа поэтического костра

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-270-296

Аннотация

В статье авторы сосредотачивают внимание на такой современной практике литературных собраний, как поэтический костер. Эта практика является важной с точки зрения формирования читателями образа поэта, которому посвящено мероприятие, а также создания и поддержания читательского сообщества. Собранные материалы в виде этнографических дневников с насыщенным описанием и интервью анализируются через призму культурной антропологии. Авторы указывают на ритуальную природу поэтических костров и связывают ее с представлениями о космосе (миропорядке). При этом космология на кострах поддерживается читателями через ряд повторяющихся действий (например, чтение стихотворений и разведение костра) и с помощью семиотизации кострового пространства через биографию поэта и собственную поэзию участников костра. Это помогает сделать поэтический костер легитимным, но одновременно с этим неформальным. Неформальность поэтического костра делает его безопасным пространством для участников и эмоциональным убежищем, но именно ритуальность позволяет им объединиться в группу.

Об авторах

С.  С.  Левочский
1-й Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
Россия

Сергей  Сергеевич  Левочский, кандидат философских наук доцент, кафедра гуманитарных наук, Институт социальных наук

119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2



Е.  Ф.  Левочская
Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Елена Федоровна Левочская, кандидат филологических наук старший научный сотрудник, Лаборатория комплексных исторических исследований, Институт общественных наук

119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82



А.  М.  Морозова
Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Анастасия Максимовна Морозова, студентка, Институт общественных наук

119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82



Список литературы

1. Адоньева 2022 — Адоньева С. Дух народа и другие духи. М.; СПб.: Т8 Издательские Технологии; Пальмира, 2022.

2. Байбурин 1993 — Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.

3. Богомолов 2019 — Богомолов Н. А. Бардовская песня глазами литературоведа. М.: Изд. центр «Азбуковник», 2019.

4. Венедиктова 2018 — Венедиктова Т. Д. Литература как опыт, или Буржуазный читатель как культурный герой. М.: Нов. лит. обозрение, 2018.

5. Джагалов 2009 — Джагалов Р. Авторская песня как жанровая лаборатория «социализма с человеческим лицом» / Авториз. пер. с англ. А. Скидана. Новое литературное обозрение. 2009. № 100. С. 204–215.

6. Зеленин 1909 — Зеленин Д. К. Народный обычай «греть покойников». (Из XVIII т. Сборника Харьковского Историко-Филологического Общества, изданного в честь профессора Н. Ф. Сумцова). Харьков: Тип. «Печатное дело», 1909.

7. Зорин 2016 — Зорин А. Л. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века. М.: Нов. лит. обозрение, 2016.

8. Зорин, Немзер 1989 — Зорин А. Л., Немзер А. С. Парадоксы чувствительности // «Столетья не сотрут…»: Русские классики и их читатели / Сост. А. А. Ильин-Томич. М.: Книга, 1989. С. 7–54.

9. Крючков 2011 — Крючков П. М. Дело о Доме // Вопросы литературы. 2011. № 3. C. 368–439.

10. Кукулин 2012 — Кукулин И. Зарифмованное сообщество // Новое литературное обозрение. 2012. № 2 (114). С. 255–260.

11. Левочский и др. 2022 — Левочский С. С., Левочская (Югай) Е. Ф., Куприянова А. С. Я / мы — Рубцов: повседневные практики присвоения поэзии // Шаги / Steps. Т. 8. № 2. 2022. С. 233–253. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-2-233-253.

12. Левочский и др. 2023 — Левочский С. С., Левочская Е. Ф., Савицкая Я. А. Антропология литературных собраний (2020–2022) // Новый мир. 2023. № 1. С. 150–178.

13. Лич 2001 — Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / Пер. с англ. М.: Изд. фирма «Вост. лит.», 2001.

14. Неклюдов 2000 — Неклюдов С. Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России / Под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюкова. М.: АИРО-XX, 2000. С. 17–38.

15. Уорнер 2000 — Уорнер У. Живые и мёртвые / [Пер. с англ.]. М.; СПб.: Универ. кн., 2000.

16. Шевеленко 2002 — Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология — поэтика — идентичность автора в контексте эпохи. М.: Нов. лит. обозрение, 2002.

17. Югай, Богатырёва 2021 — Югай Е. Ф., Богатырёва И. С. «Мудрец в поэзии и дурында в жизни»: самопрезентация современного поэта в повседневности // Шаги / Steps. Т. 7. № 1. 2021. С. 239–275. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-1-239-275.

18. Reddy 2001 — Reddy W. M. The navigation of feeling: A framework for the history of emotions. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2001.

19. Rosenwein 2002 — Rosenwein B. H. Worrying about emotions in history // The American Historical Review. Vol. 107. No. 3. P. 821–845.


Рецензия

Для цитирования:


Левочский С.С., Левочская Е.Ф., Морозова А.М. Человек, читающий стихи: ритуальная природа поэтического костра. Шаги/Steps. 2024;10(1):270-296. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-270-296

For citation:


Levochskiy S.S., Levochskaia E.F., Morozova A.M. The one who declaims poems: The ritual nature of the poetic bonfire. Shagi / Steps. 2024;10(1):270-296. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-270-296

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)