Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Радикальное искусство и институции: взаимодействия, контексты и связи

EDN: KGIZOM

Аннотация

В статье исследуется проблема взаимодействия между современным радикальным искусством и художественными институциями. В первую очередь разбирается связь исследуемой проблемы с историей направления в концептуальном искусстве, известного как «институциональная критика». Далее внимание уделяется проблеме теоретизации деятельности зарубежных субкультурных объединений, работающих на пересечении рок-музыки, индастриала и радикального искусства. Для соответствующего анализа авторы рассматривают три примера, иллюстрирующих три разные формы взаимодействия: коллектив COUM Transmissions с ICA London в Великобритании 1970-х годов; арт-группа «Война» с государственной премией «Инновация» в России первой половины 2010-х; Антонина Баевер и Дмитрий Федоров с неназванным музеем в России второй половины 2010-х. Соответственно, авторы приходят к выводу о существовании статичного, маневренного и аллергического взаимодействия.

Об авторах

Т. К. Аллахвердиев

Россия

Тимур Казбекович Аллахвердиев, магистр юриспруденции независимый исследователь

Москва



О. Н. Сыч

Россия

Ольга Николаевна Сыч, независимый исследователь

Москва



Список литературы

1. Альтюссер 2011 — Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) / Пер. с фр. С. Рындина; Науч. ред. И. Калинина и В. Софронова // Неприкосновенный запас. 2011. № 3. С. 14–58. [Цит. по электрон. републ.]. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2011/3/ideologiya-iideologicheskie-apparaty-gosudarstva.html.

2. Бенсаид 2012 — Бенсаид Д. Спектакль как высшая форма товарного фетишизма / Пер. с фр. С. Денисова. М.: Ин-т общегуманитар. исследований, 2012.

3. Берарди 2016 — Берарди Ф. «Бифо». Новые герои: Массовые убийцы и самоубийцы / Пер. с англ. М. Ю. Диунова. М.: Кучково поле, 2016.

4. Гилен 2015 — Гилен П. Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфордизм / Пер. с англ. М. Табенкина. М.: Ад Маргинем Пресс. 2015.

5. Данто 2017 — Данто А. Мир искусства / Пер. с англ. Е. Куровой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.

6. Долар 2012 — Долар М. По ту сторону интерпелляции / Пер. с англ. К. Саркисова // Неприкосновенный запас. 2012. № 5. С. 33–54. [Цит. по электрон. републ.]. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2012/5/po-tu-storonu-interpellyaczii.html.

7. Дольник 2009 — Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. СПб.: Петроглиф. 2009.

8. Кинан 2021 — Кинан Д. Эзотерическое подполье Британии. Как Coil, Current 93, Nurse With Wound и другие гениальные сумасброды перепридумали музыку / Пер. с англ. И. Давыдова. М.: Individuum, 2021.

9. Ковалев 2016 — Ковалев А. Словарь 90-х: акционизм // ПостНаука. 2016. 10 нояб. URL: https://postnauka.org/video/69732.

10. Маркузе 2003 — Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. А. Юдина. М.: АСТ, 2003.

11. Омельченко, Поляков 2017 — Омельченко Е., Поляков С. Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ // Социологическое обозрение. Т. 16. № 2. 2017. С. 111–132.

12. Рашкофф 2003 — Рашкофф Д. Медиавирус / Пер. с англ. Д. Борисова. М.: Ультра. Культура, 2003.

13. Рейнольдс 2021 — Рейнольдс С. Всё порви, начни сначала: Постпанк 1978–1984 гг. / Пер. с англ. И. Миллера. М.: Шум, 2021.

14. Стайнберг 2021 — Стайнберг Л. Другие критерии. Лицом к лицу с искусством XX века / Пер. с англ. О. Гавриковой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2021.

15. Фрейзер 2002 — Фрейзер Н. Фуко о современной власти: эмпирические прозрения и нормативная путаница / Пер. с англ. В. Макарова // Неприкосновенный запас. 2002. № 2. С. 27–47. [Цит. по электрон. републ.]. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2013/2/fuko-o-sovremennoj-vlasti-empiricheskie-prozreniya-i-normativnayaputanicza.html.

16. Штраус 2012 — Штраус Л. Преследование и искусство письма / Пер. с англ. Е. Кухарь под ред. А. В. Павлова // Социологическое обозрение. 2012. № 3. С. 12–25.

17. Alberro et al. 2021 — Alberro A., Bhabha H., Castillo A., Chukhrov K., Demos T. J., Eleison K., Emmelhainz I., English D., Flores P., González J. A., Groys B., Holert T., Huyssen A., Jones A., Joselit D., Kee J., Mirzoeff N., Osborne P., Roberts J., Shaked N., Smith T., Stiles K., Tiampo M., Wagner A. M. What is radical? // ARTMargins. Vol. 10. No. 3. P. 8–96. https://doi.org/10.1162/artm_a_00301.

18. Cogan 2007 — Cogan B. “Do they owe us a living? Of course they do!” Crass, Throbbing Gristle, and anarchy and radicalism in early English punk rock // Journal for the Study of Radicalism. Vol. 1. No. 2. 2007. P. 77–90. https://doi.org/10.1353/jsr.2008.0004.

19. Baker et al. 2018 — The Routledge companion to popular music history and heritage / Ed. by S. Baker, C. Strong, L. Istvandity, Z. Cantillon. Abingdon; New York: Routledge, 2018. https://doi.org/10.4324/9781315299310.

20. Ford 2009 — Ford S. Wreckers of civilisation: The story of Coum Transmissions & Throbbing Gristle. London: Black Dog Publishing, 1999.

21. Hebdige 2002 — Hebdige D. Subculture: the meaning of style: [Electronic ed.]. Taylor & Francis e-Library. 2002 (1st ed.: London; New York: Routledge, 1979).

22. Lind 2011 — Lind M. Models of criticality // Selected Maria Lind writing / Ed. by B. K. Wood. London: Strenberg Press, 2011. P. 81–96.

23. Morrow 2020 — Morrow G. Designing the music business: Design culture, music video and virtual reality. Cham: Springer Nature Switzerland AG, 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-030-48114-8_1.

24. Von Osten 2005 — Von Osten M. A question of an attitude — changing methods, shifting discourses, producing public, organising exhibitions // In the place of the public sphere? / Ed. by S. Sheikh. Berlin: B_Books. 2005. P. 142–146.

25. Zappe 2016 — Zappe F. ‘When order is lost, time spits’: The abject unpopular art of genesis (Breyer) P-Orridge // Unpopular culture / Ed. by M. Lüthe, S. Pöhlmann. Amsterdam: Amsterdam Univ. Press, 2016. P. 129–146.


Рецензия

Для цитирования:


Аллахвердиев Т.К., Сыч О.Н. Радикальное искусство и институции: взаимодействия, контексты и связи. Шаги/Steps. 2025;11(2):111–129. EDN: KGIZOM

For citation:


Allakhverdiev T.K., Sych O.N. Radical art and institutions: Interactions, contexts and conn ections. Shagi / Steps. 2025;11(2):111–129. (In Russ.) EDN: KGIZOM

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)