The mouse, the snake, and the devil’s collar: Soviet symbols in the memory of Old Believers of the Upper Kama region
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-68-83
Аннотация
Советский проект создания «нового человека» включал в себя конструирование коллективной памяти, которая была не только легитимной версией прошлого, но и хранилищем культурных ценностей, а также фоном (и даже местом — если говорить о мемориалах, музеях и т. п.) для празднования советских ритуалов. Сам проект был достаточно однообразен, но имел много локальных вариантов, которые определялись в значительной степени этнической и религиозной идентичностью местного населения. Старообрядческие общины Русского Севера разделяли символы прошлого, места памяти и памятные ритуалы с остальной частью страны. Однако восприятие коммунистического режима и его символов в этой среде зависело от целого ряда факторов: во-первых, от высокой грамотности глубоко религиозных старообрядцев, их эрудиции в области христианской, и в частности древнерусской литературы; во-вторых, от критического отношения к советской власти; в-третьих, от местных верований. В данной статье анализируется процесс адаптации коммунистического проекта к устойчивым религиозным и культурным традициям старообрядцев Верхокамья и делается попытка объяснить, как коммунистические символы симбиотически сосуществовали с враждебным отношением местного населения к советской власти и почему они пережили крах режима. Взаимное приспособление навязанного коммунистического проекта и местного символического языка заняло многие десятилетия, но в итоге к концу советской эпохи неприятие «коммунистической реальности» было сглажено, повседневная напряженность исчезла, а само прежнее отчуждение стало частью коллективной памяти как на уровне семьи, так и на уровне общины. Статья основана на интервью со старообрядцами Верхокамья, собранных автором в 2011 и 2013 гг.
Ключевые слова
Об авторе
O. B. KhristoforovaРоссия
Ольга Борисовна Христофорова, доктор филологических. Наук старший научный сотрудник, Научно-образовательный центр
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Anisimova, T. V. et al. (Eds.) (1995). Otkrovenie sv. Ioanna Bogoslova v mirovoi knizhnoi traditsii: Katalog vystavki [Revelation of St. John the Theologian in the world book tradition: Exhibition catalogue]. Indrik. (In Russian).
2. Antonov, D., & Maizul’s, M. (2013). Anatomiia ada: Putevoditel’ po drevnerusskoi vizual’noi demonologii [Anatomy of Hell: Guide to visual demonology in medieval Russia]. Forum; Neolit. (In Russian).
3. Breshchinskii, D. N. (1979). Zhitie Korniliia Vygovskogo kak literaturnyi pamiatnik i ego literaturnye sviazi na Vygu [“Life of Kornilii of the Vyg” as a literary monument and its literary connections in Vyg]. In D. S. Likhachev (Ed.). Trudy Otdela drevnerusskoi literatury (Vol. 33, pp. 127–141). Nauka; Leningradskoe otdeleniie. (In Russian).
4. Colfer, A. M. (1985). Morality, kindred and ethnic boundary: A study of the Oregon Old Believers. AMS Press.
5. Crummey, R. O. (1970). The Old Believers and the world of Antichrist; the Vyg community and the Russian state, 1694–1855. Univ. of Wisconsin Press.
6. Kain, K. M. (2005). Patriarch Nikon’s image in Old Believer culture(s): A comparative, semiological and iconographical analysis of the tales about Nikon inspired by the “Life of Kornilii”. In I. V. Pozdeeva (Ed.). Mir staroobriadchestva, Vol. 6: Traditsionnaia kul’tura Permskoi zemli (pp. 141–168). Remder.
7. Khristoforova, O. (2010). Kolduny i zhertvy: Antropologiia koldovstva v sovremennoi Rossii [Witches and victims: Anthropology of witchcraft in present-day Russia]. OGI; RGGU. (In Russian).
8. Kostrov, A. V. (2010). Sovetskaia vlast’ i staroobriadtsy Baikal’skoi Sibiri v 20-e gg. XX v. [Soviet power and Old Believers of Baikal Siberia in the 1920s]. Novyi istoricheskii vestnik, 2010(1, no. 23), 35–42. (In Russian).
9. Peretts, V. N. (1900). Slukhi i tolki o Patriarkhe Nikone v literaturnoi obrabotke pisatelei XVII—XVIII vv. [Rumors and gossip about Patriarch Nikon in the literary treatments by writers of the 17th–18th centuries]. Izvestiia Otdeleniia russkogo iazyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii nauk, 5(1), 123–190. (In Russian).
10. Pokrovskii, N. N. (1992). Traditsii i novatsii v dukhovnoi zhizni russkogo staroobriadchestva [Traditions and innovations in the spiritual life of the Russian Old Believers]. In N. N. Pokrovskii, & R. Morris (Eds.). Traditsionnaia dukhovnaia i material’naia kul’tura russkikh staroobriadcheskikh poselenii v stranakh Evropy, Azii i Ameriki (pp. 6–12). Nauka. (In Russian).
11. Robson, R. R. (1995). Old Believers in modern Russia. Northern Illinois Univ. Press.
12. Rogers, D. (2009). The Old Faith and the Russian land: A historical ethnography of ethics in the Urals. Cornell Univ. Press.
13. Sokolova, L. V. (1989). Povest’ o greshnoi materi [The Tale of the Sinful Mother]. In D. S. Likhachev (Ed.). Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi, Vol. 2: Vtoraia polovina XIѴ–XѴI vv. (pp. 233–234). (In Russian).
Рецензия
Для цитирования:
Khristoforova O.B. The mouse, the snake, and the devil’s collar: Soviet symbols in the memory of Old Believers of the Upper Kama region. Шаги/Steps. 2024;10(1):68-83. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-68-83
For citation:
Khristoforova O.B. The mouse, the snake, and the devil’s collar: Soviet symbols in the memory of Old Believers of the Upper Kama region. Shagi / Steps. 2024;10(1):68-83. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-68-83