Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Она или не она: Жермена де Сталь и портрет работы Боровиковского

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-208-232

Аннотация

В Третьяковской галерее хранится портрет дамы в голубовато-зеленоватом платье и тюрбане, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским. В последнем по времени каталоге он назван портретом г-жи де Сталь, но эта атрибуция сопровождается знаком вопроса в скобках. Отождествление модели Боровиковского со знаменитой французской писательницей Жерменой де Сталь (1766–1817) возникло столетие назад. Поводом для него послужил, скорее всего, тот несомненный факт, что Сталь в 1812 г. провела три недели в Петербурге, где жил Боровиковский, а также некоторые совпадения облика женщины, изображенной на портрете, с тем, что известно о внешности писательницы. Никаких других доказательств до сих пор предъявлено не было. В статье приводится целый ряд «особых примет» госпожи де Сталь, свидетельствующих о ее решительном несходстве с дамой на портрете. Так, у дамы с портрета на голове тюрбан. Г-жа де Сталь в самом деле любила тюрбаны, однако на портрете тюрбан голубовато-зеленоватый, а про Сталь мемуаристы и через много лет утверждали в один голос, что ее тюрбан всегда был красный или малиновый. Дама на портрете обвешана украшениями: жемчужное бандо, браслет, серьги, ожерелье. Ни на одном из известных портретов у Сталь нет вообще никаких украшений. И наконец, едва ли не главная «улика», а точнее, ее отсутствие. Все, кто писал о Сталь, описывают жест, сделавшийся практически ее эмблемой: она всегда вертела в руках веточку или листок бумаги; так она изображена на многих французских портретах. Но у дамы Боровиковского руки пусты. Немаловажно также, что не только в мемуарной книге «Десять лет в изгнании», но и в дневнике 1812 г. Сталь ни словом не упоминает ни о каком сеансе позирования. Все это заставляет прийти к выводу, что на портрете Боровиковского изображена не она.

Об авторе

В. А. Мильчина
Российский государственный гуманитарный университет; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Вера Аркадьевна Мильчина, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского; ведущий научный сотрудник, Лаборатория историко-культурных исследований, Школа актуальных гуманитарных исследований, Институт общественных наук

125047, Москва, ул. Чаянова, д. 15

119571, Москва,пр-т Вернадского, д. 84

Тел.: +7 (499) 250-66-68

Тел.: +7 (499) 956-96-47



Список литературы

1. Алексеева 1975 — Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18–19 веков. М.: Искусство, 1975.

2. Андреева и др. 2015 — Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. 2-е изд., доп. и перераб. Т. 2: Живопись XVIII века / [Авт.-сост. Г. Б. Андреева и др.]. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2015. (Живопись XVIII–XX веков).

3. Архангельская 1946 — Архангельская А. И. Боровиковский. М.: Гос. Третьяковская галерея, 1946.

4. Бакушинский 1925 — Бакушинский А. В. Живопись и рисунки XVIII и XIX столетий в Цветковской галерее. М.; Л.: Гос. изд-во, 1925. (Загл. на обл.: Живопись и рисунки XVIII и XIX века в Цветковской галерее).

5. Бенуа 1995 — Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995.

6. Грабарь 1960 — История русского искусства: В 13 т. / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960.

7. Евсеева и др. 2020 — Иван Цветков и его галерея / [Сост. Е. Д. Евсеева и др.]. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2020.

8. Каменская и др. 1968 — Древнерусское искусство. Искусство XVIII века и первой половины XIX века: Путеводитель / [Сост. Е. Ф. Каменская и др.]. М.: Сов. художник, 1968.

9. Кирсанова 1995 — Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. (опыт энциклопедии). М.: Большая рос. энциклопедия, 1995.

10. Перечень 1904 — Перечень картин и рисунков собрания И. Е. Цветкова. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1904.

11. Перечень 1915 — Перечень художественных произведений Цветковской галереи. 2-е изд. М.: [б. и.], 1915.

12. Тарасов 1909 — Тарасов Н. Г. Цветковская галерея в Москве // Старые годы. 1909. Декабрь. С. 657–688.

13. de Bruchard 2017 — Bruchard M. de. Portrait de Germaine Necker, Baronne de Staël-Holstein, dite Madame de Staël (1766–1817) // Napoleon.org. 2017. URL: https://www.napoleon.org/histoire-des-2-empires/tableaux/portrait-de-germaine-necker-baronne-de-stael-holstein-dite-madame-de-stael-1766-1817.

14. Balayé 1971 – Balayé S. Les carnets de voyage de Madame de Staël. Contribution à la genèse de ses œuvres. Genève: Droz, 1971.

15. Balayé, Chastang 1966 — Madame de Staël et l’Europe: [Catalogue] / [Réd. par S. Balayé, M. L. Chastang]. Paris: Bibliothèque nationale, 1966.

16. Winock 2010 – Winock M. Madame de Staël. Paris: Fayard, 2010.


Рецензия

Для цитирования:


Мильчина В.А. Она или не она: Жермена де Сталь и портрет работы Боровиковского. Шаги/Steps. 2023;9(4):208-232. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-208-232

For citation:


Milchina V.A. Is it or is it not she: Germaine de Staёl and the portrait painted by Borovikovsky. Shagi / Steps. 2023;9(4):208-232. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-4-208-232

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)