Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Изнанка цивилизации: мода в декорациях мясного рынка

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-4-334-356

Аннотация

В статье рассматривается оптовый мясной рынок как противоречивый топос, объединяющий в себе черты скотобойни — маргинального пространства, которое выносится за кулисы городской жизни, вместе с тем играя ключевую роль в формировании структур современности, от технологий индустриального производства до визуальных режимов, — и торговой витрины, на которую проецируются желания и фантазии общества потребления. Основным объектом анализа выступает репрезентация парижского Центрального рынка (а также подобных ему модульных конструкций в других районах и пригородах Парижа) в трех культурных текстах — романе Эмиля Золя «Чрево Парижа», фотографических сериях Ги Бурдена и Доры Кальмус. Во всех трех случаях оптовый мясной рынок становится местом и объектом интенсивной культурной рефлексии, затрагивающей темы эстетики и товарной привлекательности, телесной уязвимости и смертности, а также ответственности художника и зрителя. Мода в декорациях мясного рынка напрямую присутствует только на снимках Бурдена, сделанных для парижского журнала «Вог», однако и у Золя, и у Кальмус модные изделия оказываются значимой визуальной метафорой, коннотирующей превращение плоти в товар.

Об авторе

К. О. Гусарова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Гусарова Ксения Олеговна - кандидат культурологии доцент, кафедра культурологии и социальной коммуникации, РАНХиГС при Президенте РФ; старший научный сотрудник, Институт высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского, РГГУ.

119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82; ГСП-3, 125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Золя 1962 — Золя Э. Чрево Парижа / Пер. с фр. Н. Гнединой; Под ред. В. Дынник и С. Рошаль // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. Т. 4. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1962.

2. Faber 2020 — [Faber M.] Madame D’Ora // Neue Galerie New York. [2020]. URL: https://www.neuegalerie.org/madame-dora.

3. Khatib 1958 — Khatib A. Essai de description psychogéographique des Halles // Internationale situationniste. No. 2. 1958. P. 13–17.

4. Vogue 1955 — Vogue. Février 1955.

5. Беньямин 2000 — Беньямин В. Париж, столица XIX столетия / Пер. с нем. С. А. Ромашко // Беньямин В. Озарения. М.: Мартис, 2000. С. 153–167.

6. Бёрджер 2017 — Бёрджер Дж. Зачем смотреть на животных? / Пер. с англ. А. Асланян. М.: Ad Marginem, 2017.

7. Винсент 2020 — Винсент С. Волосы: Иллюстрированная история / Пер. с англ. С. Абашевой. М.: Нов. лит. обозрение, 2020.

8. Дебор 1999 — Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. М.: Логос, 1999.

9. Деррида 2019 — Деррида Ж. Животное, которым я следовательно являюсь / Пер. с фр. Н. Архипова под ред. Е. Кучинова и И. Напреенко // Социология власти. Т. 31. № 3. 2019. С. 220–275. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2019-3-220-275.

10. Лебедева 2023 — Лебедева О. Грех смотрения и смещенный аффект: «модная зависть» в свете теории психоанализа // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. Вып. 67. 2023. С. 167–194.

11. Мильчина 2016 — Мильчина В. Имена парижских улиц: Путеводитель по названиям. М.: Нов. лит. обозрение, 2016.

12. Сонтаг 2013 — Сонтаг С. О фотографии / Пер. с англ. В. Голышева. М.: Ad Marginem, 2017.

13. Харви 2007 — Харви Дж. Показывать и скрывать: двусмысленность в отношениях тела и одежды / Пер. с англ. Д. Попова // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. Вып. 6. 2007. С. 131–162.

14. Холландер 2021 — Холландер Э. Материя зримого: Костюм и драпировки в живописи / Пер. с англ. С. Абашевой. М.: Нов. лит. обозрение, 2021.

15. Adams 2010 — Adams C. J. The sexual politics of meat: A feminist-vegetarian critical theory. New York; London: Continuum, 2010. (1st ed. 1990).

16. Baker 2000 — Baker S. The Postmodern animal. London: Reaktion Books, 2000.

17. Bishop 2012 — Bishop C. Artificial hells: Participatory art and the politics of spectatorship. London; New York: Verso, 2012.

18. Braithwaite 2019 — Braithwaite N. J. Fashion, fantasy, power and mystery: Interpreting shoes through the lens of visual culture // Engaging with fashion: Perspectives on communication, education and business / Ed. by F. Carlotto, N. McCreesh. Boston: Brill Rodopi, 2019. P. 205–216.

19. Dandona 2015 — Dandona J. M. “All for one and one for all”: Evolution and organicism in the art of Emile Gallé and the Ecole de Nancy // Picturing evolution and extinction: Regeneration and degeneration in modern visual culture / Ed. by F. Brauer, S. Keshavjee. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2015. P. 83–106.

20. Dearhamer 2020 — Dearhamer S. H. The corpse ballet: Existentialism in Madame d’Ora’s slaughterhouse photographs: MA Thesis, Univ. of California. Riverside, 2020.

21. Dreyfus 2018 — Dreyfus J.-M. “Diese kleine d’Ora ist wie eine Verrückte aus Paris weggegangen...” Dora Kallmus im Ardeche 1942–1944 // Machen Sie mich schön, Madame D’Ora: Dora Kallmus, Fotografin in Wien und Paris 1907–1957 / Hrsg. von M. Faber, E. Ruelfs, M. Vuković. Wien: Christian Brandstätter Verlag Gmbh & Co KG, 2018. S. 232–234.

22. Gogröf 2013 — Gogröf A. Public and private hygiene in Émile Zola’s La Curée // Re-reading Zola and worldwide naturalism: Miscellanies in honour of Anna Gural-Migdal / Ed. By C. Snipes-Hoyt, M.-S. Armstrong, R. Rossi. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2013. P. 114–133.

23. Harvey 2003 — Harvey D. Paris, capital of modernity. New York; London: Routledge, 2003. Kismaric, Respini 2008 — Kismaric S., Respini E. Fashioning fiction in photography since 1990 // Fashion as photograph: Viewing and reviewing images of fashion / Ed. by E. Shinkle. London; New York: I. B. Tauris, 2008. P. 29–45.

24. Otter 2018 — Otter Ch. Eating animals // The Routledge companion to animal-human history / Ed. by H. Kean, Ph. Howell. New York; London: Routledge, 2018. P. 474–498.

25. Shukin 2009 — Shukin N. Animal capital: Rendering life in biopolitical times. Minneapolis; London: Univ. of Minnesota Press, 2009.

26. Thomas 2022 — Thomas K. Undoing gendered expressions of grief: Dora Kallmus’ post-war ‘slaughterhouse’ photographs (1949–1958) // L’Homme: Europäische Zeitschrift für Feministische Geschichtswissenschaft. Jg. 33. Heft 2. 2022. S. 57–79. https://doi.org/10.14220/lhom.2022.33.2.57.

27. Vialles 1987 — Vialles N. Le sang et la chair: Les abattoirs des pays de l’Adour. Paris: Éditions de la Maison des sciences de l’homme, 1987. [E-book].

28. Vialles 1994 — Vialles N. Animal to edible / Trans. by J. A. Underwood. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994.

29. Williams 1989 — Williams R. Resources of hope: Culture, democracy, socialism. London: Verso, 1989.


Рецензия

Для цитирования:


Гусарова К.О. Изнанка цивилизации: мода в декорациях мясного рынка. Шаги/Steps. 2024;10(4):334-356. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-4-334-356

For citation:


Gusarova K.O. The seamy side of civilization: Fashion in a meat market setting. Shagi / Steps. 2024;10(4):334-356. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-4-334-356

Просмотров: 216


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)