Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

«Аще идолом не кланяемся, а греху всяко поклоняемся»: топика языческого жертвоприношения в проповеди конца XVII в.

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-1-29-46

Аннотация

В статье анализируются особенности обращения проповедников конца XVII в. к топике жертвоприношения бесу/идолу/дьяволу, восходящей корнями к библейским и святоотеческим обличениям язычества. Основное внимание уделено проповедям из малоисследованного сборника «Статир», созданного неизвестным автором в Прикамье, а также поучениям из сборника «Обед душевный» Симеона Полоцкого. Для восстановления многомерного контекста обличения привлекаются также сочинения Димитрия Ростовского. Указанных авторов объединяет повышенное внимание к современности, стремление через учительную литературу предложить слушателю/читателю идеал спасения (в том числе «повседневное мученичество»), которому противопоставляется «идоложертвие». Определены конкретные источники выбранных авторами топосов: библейские книги, беседы Иоанна Златоуста, проповеди из «Евангелия учительного» (1619) Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого. Показано, что обстоятельствами, побудившими проповедников обратиться к исследуемым «общим местам», стали церковный раскол и усиление противостояния Церкви и государства суевериям и другим «богомерзким делам». В атмосфере эпохи перемен книжники стремились бороться с грехами через духовное просвещение паствы, обращение к внутреннему миру человека, избегая излишней формализации своего труда, адаптируя топосы к актуальным обстоятельствам.

Об авторе

А. И. Попович
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Алексей Игоревич Попович – младший научный сотрудник, лаборатория эдиционной археографии,
ассистент, кафедра русской и зарубежной литературы

620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19

Тел.: +7 (343) 350-75-92



Список литературы

1. Гальковский 1916 — Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Т. 1. Харьков: Епарх. тип., 1916.

2. Елеонская 1990 — Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. М.: Наука, 1990.

3. Живов, Успенский 2002 — Живов В. М., Успенский Б. А. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII–XVIII вв. // Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славян. культуры, 2002. С. 461–531.

4. Кагарлицкий 1999 — Кагарлицкий Ю. В. Риторические стратегии в русской проповеди переходного периода, 1700–1775 гг.: Дис. … канд. филол. наук / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. М., 1999.

5. Кивельсон 2020 — Кивельсон В. Магия отчаяния: Моральная экономика колдовства в России XVII века / [Пер. с англ. В. А. Петрова]. Бостон; СПб.: Academic Studies Press; БиблиоРоссика, 2020.

6. Киселева 2011 — Киселева М. С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII — начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености. М.: Прогресс — Традиция, 2011.

7. Корзо 1999 — Корзо М. А. Образ человека в проповедях XVII века. М.: Ин-т философии РАН, 1999.

8. Корогодина 2006 — Корогодина М. В. Исповедь в России в XIV‒XIX веках: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.

9. Лавров 2000 — Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700–1740 гг. М.: Древлехранилище, 2000.

10. Лавров, Морохин 2021 — Лавров А. С., Морохин А. В. Ревнители благочестия: Очерки церковной и литературной деятельности. СПб.: Наука, 2021.

11. Лушников 2018 — Лушников А. А. Антиязыческие тексты в составе Паисиевского сборника: замыслы древнерусских книжников // Российская история. 2018. № 6. С. 121–135. https://doi.org/10.31857/S086956870002290-0.

12. Нестерова 2020 — Нестерова А. Бытийная и антропологическая семантика слова в поучениях конца XVII века // Quaestio Rossica. Т. 8. № 1. 2020. С. 36–55. https://doi.org/10.15826/qr.2020.1.446.

13. Панич 2004 — Панич Т. В. Книга «Щит веры» в историко-литературном контексте конца XVII века. Новосибирск: Сиб. хронограф, 2004.

14. Панченко 2002 — Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002.

15. Попович 2021 — Попович А. «Жажда мучения» vs страдание «правды ради»: полемика о старообрядческой жертвенности на переломе эпох // Quaestio Rossica. Т. 9. № 4. 2021. С. 1259–1277. http://doi.org/10.15826/qr.2021.4.638.

16. Савельева 2010 — Савельева Н. В. «Слово о всей твари и дни, рекомом неделя» в Софийском сборнике // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 61 / Отв. ред. Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2010. С. 429–451.

17. Соболева 2012 — Соболева Л. С. Литературные памятники строгановского региона (XVII–XVIII вв.). «Статир» // История литературы Урала. Конец XIV — XVIII в. / Под ред. В. В. Блажеса, Е. К. Созиной. М.: Языки славян. культуры, 2012. С. 158–172.

18. Соболева 2022 — Соболева Л. С. Сборник проповедей XVII века «Статир»: сакральные образы и автор. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. (В печати).

19. Сукина 2011 — Сукина Л. Б. Человек верующий в русской культуре XVI–XVII веков. М.: РГГУ, 2011.

20. Федотова 2017 — Федотова М. А. «Мартиролог или мученикословие, житиа святых по мѣсяцех и числах въкратцѣ собранныя, в себѣ содержащое»: об одном неизданном сочинении Димитрия Ростовского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 3: Филология. Вып. 52. 2017. С. 76–111.


Рецензия

Для цитирования:


Попович А.И. «Аще идолом не кланяемся, а греху всяко поклоняемся»: топика языческого жертвоприношения в проповеди конца XVII в. Шаги/Steps. 2023;9(1):29-46. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-1-29-46

For citation:


Popovich A.I. «If we do not worship idols, then we worship sin in every possible way»: The topoi of pagan sacrifice in a late 17th century sermon. Shagi / Steps. 2023;9(1):29-46. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-1-29-46

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)