Привилегированные школы (public schools): кризис «жанра» и роман Ивлина Во «Упадок и разрушение»
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-2-177-186
Аннотация
В статье прослеживается взаимосвязь того, как в конце XIX — начале XX в. менялось восприятие британским обществом института привилегированных школ-пансионов (public schools), с образами этих учебных заведений, созданных в художественной литературе. В частности, рассматривается возникший в середине XIX в. «школьный» роман, история которого началась с романа «Школьные годы Тома Брауна» Томаса Хьюза. Он на долгое время стал образцом жанра и моделью для подражания. В то же время появление среди авторов «школьных» историй таких классиков, как Киплинг и Форстер, придавших жанру глубину, свидетельствует о наличии в системе public schools проблем, способных стать основой сюжетных коллизий. Историко-социологические исследования последних десятилетий также говорят о том, что в конце XIX в. школы-пансионы переживали непростой период. Публикация романа Ивлина Во «Упадок и разрушение» (он анализируется в статье более подробно) возвещает о конце «золотого» времени элитарных школ и о радикальном изменении их статуса в общественном сознании. С тех пор их существование нуждается в постоянной «апологии». Роман Во разрушает жанровое содержание «школьного» романа, наполняя традиционные жанровые схемы субверсивным содержанием и создавая, таким образом, яркий художественный образ «уходящей эпохи».
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. ШаталоваРоссия
Шаталова Наталья Александровна - кандидат филологических наук доцент, кафедра иностранных языков, юридический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова; доцент, кафедра истории и теории литературы, РАНХиГС при Президенте РФ.
119991, Москва, Ленинские Горы, д. 1, стр. 13; 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82
Тел.: +7 (499) 706-00-60; Тел.: +7 (499) 956-96-47
Список литературы
1. Beard 2021 — Beard R. Why public schoolboys like me and Boris Johnson aren’t fit to run our country // The Guardian. 2021. August 8. URL: https://www.theguardian.com/education/2021/aug/08/public-schoolboys-boris-johnson-sad-little-boys-richard-beard.
2. Forster 2008 — Forster E. M. The longest journey. [S. l.]: The Project Gutenberg EBook, 2008.
3. Hughes 1857 — [Hughes T.] Tom Brown’s schooldays, by an old boy. Cambridge: Macmillan & Co, 1857.
4. Kipling 1899 — Kipling R. Stalky & Co. Leipzig: Bernhard Tauchnitz, 1899.
5. Waugh 1980 — Waugh E. Prose. Memoirs. Essays. М.: Прогресс, 1980.
6. Половцев 2007 — Половцев Д. О. Британская закрытая школа и «неразвитое сердце» в романе Э. М. Форстера «Самое долгое путешествие» // Электронная библиотека Б[елорусского] Г[осударственного] У[ниверситета]. 2007. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/111192.
7. Lodge 1999 — Lodge D. Waugh’s comic wasteland // The New York Review. 1999. July 15. URL: https://www.nybooks.com/articles/1999/07/15/waughs-comic-waste-land.
8. McCartney 1987 — McCartney G. Confused roaring: Evelyn Waugh and the Modernist tradition. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1987.
9. Pesold 2017 — Pesold U. The other in the school stories: A phenomenon in British children’s literature. Leiden: Brill, 2017.
10. Turner 2015 — Turner D. The old boys: The decline and rise of the public school. New Haven: Yale Univ. Press, 2015.
Рецензия
Для цитирования:
Шаталова Н.А. Привилегированные школы (public schools): кризис «жанра» и роман Ивлина Во «Упадок и разрушение». Шаги/Steps. 2022;8(2):177-186. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-2-177-186
For citation:
Shatalova N.A. Surviving a time of change: British public schools and Decline and Fall by E. Waugh. Shagi / Steps. 2022;8(2):177-186. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-2-177-186