Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Колокольный звон во время эпидемии: традиции и их современная трансформация

EDN: XELYOH

Аннотация

В статье рассматриваются функции колокольного звона в Европе Средневековья и раннего Нового времени и описывается, как менялось использование колокола во время эпидемии. Католические молитвы на освящение колокола отразили народные представления о том, что его звон защищает от дурной погоды и болезней. В XX в., утратив практический смысл, колокольный звон получил более широкое применение как символ. Во время пандемии коронавируса 2020 г. в странах Запада церковными приходами устраивались символические акции звона в память об умерших и для поддержки живых. В средневековой Руси колокола были менее распространены, чем в Европе. В православной традиции колокольный звон не считался защитой от бедствий, хотя в Новое время появился чин освящения колокола, по содержанию подражающий католическому образцу. В советское время колокола массово уничтожались, и возвращение церквям колоколов стало одним из символов восстановления православных традиций. При этом распространилось представление о лечебной силе звона, восходящее к западным паранаучным теориям XX в. Во время пандемии коронавируса 2020 г. как буквально для защиты от болезни, так и для символической поддержки прихожан в церквях устраивались особые акции колокольного звона, нередко выдававшиеся за древнюю традицию.

Об авторе

А. В. Сахарова
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Анна Вячеславовна Сахарова, кандидат филологических наук методист, Институт фундаментальных проблем социально- гуманитарных наук

115409, Москва, Каширское шоссе, д. 31 



Список литературы

1. Агапкина 1999 — Агапкина Т. А. Вещь, образ, символ: колокола и колокольный звон в традиционной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999. С. 210–282.

2. Бондаренко 2012 — Бондаренко А. Ф. История колоколов России XI–XVII вв. М.: Рус. панорама, 2012.

3. Бондаренко и др. 2014 — Бондаренко А. Ф., Пухначёв Ю. В., Есипова М. В. Колокол // Православная энциклопедия. Т. 36 / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.: Церк.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2014. С. 365–380.

4. Валенцова 1999 — Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999. С. 283–294.

5. Васильев, Сегал 1960 — Васильев К. Г., Сегал А. Е. История эпидемий в России: Материалы и очерки. М.: Медгиз, 1960.

6. Есипова 2019 — Есипова М. В. Колокольные звоны // Большая российская энциклопедия: [Онлайн-версия]. 2019. URL: https://old.bigenc.ru/music/text/5563582.

7. Конаков 2022 — Конаков А. Убывающий мир: история «невероятного» в позднем СССР. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022.

8. Кравецкий 2018 — Кравецкий А. Изобретая церковную традицию: некоторые особенности церковной практики в ХХ веке // Fontes Slaviae Orthodoxae. Т. 2. 2018. С. 35–49.

9. Лукин 2014 — Лукин П. В. К истории вечевых колоколов // Новгородский исторический сборник: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Л. Янин. Вып. 14 (24). Великий Новгород: [б. и.], 2014. С. 135–167.

10. Митрохин 2020 — Митрохин Н. Советская интеллигенция в поисках чуда: религиозность и паранаука в СССР в 1953–1985 годах // Новое литературное обозрение. 2020. № 3 (163). С. 51–7810.

11. Никаноров 2009 — Никаноров А. Б. Звон // Православная энциклопедия. Т. 20 / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.: Церк.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 19–29.

12. Оловянишников 2010 — Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. 5-е изд., испр. / Под ред. А. Ф. Бондаренко. М.: НП ИД «Русская панорама», 2010. (1-е изд.: 1912).

13. Пестрецов 2010 — Пестрецов В. И. Колокола и колокольный звон в общественно-политической жизни России (исторические очерки). М.: Колокольный центр, 2010.

14. Писменюк 2020 — Писменюк И., свящ. Русская Церковь в период эпидемий: исторический очерк // Русская Православная Церковь: Офиц. сайт Московского Патриархата. 2020. 14 апр. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5622098.html.

15. Прилуцкий 1912 — Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской церкви в XVI и первой половине XVII в. Киев: Типография Акц. о-ва «Петр Барский», 1912.

16. Сахарова 2024 — Сахарова А. В. Термин «злорастворение» в богослужебных текстах: калькирование и переинтерпретация // Русская речь. 2024. № 4. С. 108–120. https://doi.org/10.31857/S0131611724040095.

17. Тосин 2009 — Тосин С. Г. Уничтожение православной традиции колокольного звона в СССР // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2009. № 3 (23). С. 91–102.

18. Шатько 2015 — Шатько Е. Г. Колокольный звон Белой Руси: Тысячелетие традиции. Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2015.

19. Bianucci et al. 2013 — Bianucci, R., Benedictow, O., Fornaciari, G., Giuffra, V. Quinto Tiberio Angelerio and new measures for controlling plague in 16th-century Alghero, Sardinia // Emerging Infectious Diseases. Vol. 19. No. 9. https://doi.org/10.3201/eid1909.120311. Appendix: URL: https://wwwnc.cdc.gov/eid/article/19/9/12-0311-t1.

20. Bordone 1998 — Bordone R. Campane, trombe e carrocci nelle città del regno d’Italia durante il medioevo. Il “paesaggio sonoro” delle città italiane nel medioevo // Information, Kommunikation und Selbstdarstellung in mittelalterlichen Gemeinden / Hrsg. von A. Haverkamp. München: V. Oldenbourg, 1998. P. 85–101. https://doi.org/10.1524/9783486594386-008.

21. Byrne 2006 — Byrne J. P. Daily life during the Black Death. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2006.

22. Cannadine 2012 — Cannadine D. The context, performance and meaning of ritual: The British monarchy and the ‘invention of tradition’ c. 1820–1977 // The invention of tradition / Ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge; New York: Cambridge Univ. Press, 2012. P. 101–164.

23. Carrigan 1959 — Carrigan J. A. Yellow fever in New Orleans, 1853: Abstractions and realities // The Journal of Southern History. Vol. 25. No. 3. 1959. P. 339–355.

24. Chiu 2018 — Chiu R. Singing on the street and in the home in times of pestilence: Lessons from the 1576–78 plague of Milan // Domestic devotions in early modern Italy / Ed. by M. Corry, M. Faini, A. Mneghin. Leiden; Boston: Brill, 2018. P. 27–44. https://doi.org/10.1163/9789004375871_003.

25. Congdon 2007 — Congdon D. “Tibet chic”: Myth, marketing, spirituality and politics in musical representations of Tibet in the United States: PhD thesis / Univ. of Pittsburgh. Pittsburgh, 2007.

26. Emst 2004 — Emst E. Bioresonance, a study of pseudo-scientific language // Forsch Komplementärmed Klass Naturheilkd. Bd. 11. Fasc. 3. 2004. P. 171–173. https://doi.org/10.1159/000079446.

27. Finke 1957 — Finke W. Die Tragödie der deutschen Kirchenglocken // Schlesische Bergwacht. Bd. 57. Fasc. 32. 1957. S. 570–572.

28. Hanegraaff 1996 — Hanegraaff W. New Age religion and Western culture: Esotericism in the mirror of secular thought. Leiden: Brill, 1996.

29. Hannick 1998 — Hannick C. Die Bedeutung der Glocken in byzantinischen und slavischen Klöstern und Städten // Information, Kommunikation und Selbstdarstellung in mittelalterlichen Gemeinden / Hrsg. von A. Haverkamp. München: V. Oldenbourg, 1998. P. 1–24. https://doi.org/10.1524/9783486594386-004.

30. Harrison 2015 — Harrison M. Plants and the plague: The herbal frontline. Lostwithiel, Cornwall: Marcus Harrison, 2015.

31. Heelas 1996 — Heelas P. The New Age movement: Religion, culture and society in the age of postmodernity. Cambridge: Wiley-Blackwell, 1996.

32. Heinz 1998 — Heinz A. Die Bedeutung der Glocke im Licht des mittelalterlichen Ritus der Glockenweihe // Information, Kommunikation und Selbstdarstellung in mittelalterlichen Gemeinden / Hrsg. von A. Haverkamp. München: V. Oldenbourg, 1998. P. 41–70. https://doi.org/10.1524/9783486594386-008.

33. Hobsbawm 2012 — Hobsbawm E. Introduction: Inventing traditions // The invention of tradition / Ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge; New York: Cambridge Univ. Press, 2012. P. 1–14.

34. Leane 2007 — Leane E. Reading popular physics: Disciplinary skirmishes and textual strategies. Burlington, VT; Aldershot, Hampshire: Ashgate Publishing, Ltd., 2007. https://doi.org/10.4324/9781315245263.

35. Menzel 2012 — Menzel B. Occult and esoteric movements in Russia from the 1960s to the 1980s // The new age of Russia: Occult and esoteric dimensions / Ed. by B. Menzel, M. Hagemeister, B. G. Rosenthal. Berlin: Otto Sagner, 2012. P. 151–185.

36. Porter 1999 — Porter R. The greatest benefit to mankind: A Medical history of humanity from antiquity to the present. London: Fontana Press, 1999.

37. Price 1983 — Price P. Bells and man. Oxford: Oxford Univ. Press, 1983.

38. Stenger 1995 — Stenger V. J. The unconscious quantum: Metaphysics in modern physics and cosmology. Amherst, NY: Prometheus Books, 1995.

39. Thurston 1907 — Thurston H. Bells // The Catholic Encyclopedia: In 15 vols. / Ed. by Ch. G. Herbermann et al. Vol. 2. New York: Robert Appleton Company, 1907. P. 418–424.

40. Trevor-Roper 2012 — Trevor-Roper H. The invention of tradition: The Highland tradition of Scotland // The invention of tradition / Ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge; New York: Cambridge Univ. Press, 2012. P. 15–42.


Рецензия

Для цитирования:


Сахарова А.В. Колокольный звон во время эпидемии: традиции и их современная трансформация. Шаги/Steps. 2025;11(3):277-304. EDN: XELYOH

For citation:


Sakharova A.V. Bell ringing during the epidemic: Traditions and their modern transformation. Shagi / Steps. 2025;11(3):277-304. (In Russ.) EDN: XELYOH

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)