Колокольный звон во время эпидемии: традиции и их современная трансформация
EDN: XELYOH
Аннотация
В статье рассматриваются функции колокольного звона в Европе Средневековья и раннего Нового времени и описывается, как менялось использование колокола во время эпидемии. Католические молитвы на освящение колокола отразили народные представления о том, что его звон защищает от дурной погоды и болезней. В XX в., утратив практический смысл, колокольный звон получил более широкое применение как символ. Во время пандемии коронавируса 2020 г. в странах Запада церковными приходами устраивались символические акции звона в память об умерших и для поддержки живых. В средневековой Руси колокола были менее распространены, чем в Европе. В православной традиции колокольный звон не считался защитой от бедствий, хотя в Новое время появился чин освящения колокола, по содержанию подражающий католическому образцу. В советское время колокола массово уничтожались, и возвращение церквям колоколов стало одним из символов восстановления православных традиций. При этом распространилось представление о лечебной силе звона, восходящее к западным паранаучным теориям XX в. Во время пандемии коронавируса 2020 г. как буквально для защиты от болезни, так и для символической поддержки прихожан в церквях устраивались особые акции колокольного звона, нередко выдававшиеся за древнюю традицию.
Об авторе
А. В. СахароваРоссия
Анна Вячеславовна Сахарова, кандидат филологических наук методист, Институт фундаментальных проблем социально- гуманитарных наук
115409, Москва, Каширское шоссе, д. 31
Список литературы
1. Агапкина 1999 — Агапкина Т. А. Вещь, образ, символ: колокола и колокольный звон в традиционной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999. С. 210–282.
2. Бондаренко 2012 — Бондаренко А. Ф. История колоколов России XI–XVII вв. М.: Рус. панорама, 2012.
3. Бондаренко и др. 2014 — Бондаренко А. Ф., Пухначёв Ю. В., Есипова М. В. Колокол // Православная энциклопедия. Т. 36 / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.: Церк.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2014. С. 365–380.
4. Валенцова 1999 — Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999. С. 283–294.
5. Васильев, Сегал 1960 — Васильев К. Г., Сегал А. Е. История эпидемий в России: Материалы и очерки. М.: Медгиз, 1960.
6. Есипова 2019 — Есипова М. В. Колокольные звоны // Большая российская энциклопедия: [Онлайн-версия]. 2019. URL: https://old.bigenc.ru/music/text/5563582.
7. Конаков 2022 — Конаков А. Убывающий мир: история «невероятного» в позднем СССР. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022.
8. Кравецкий 2018 — Кравецкий А. Изобретая церковную традицию: некоторые особенности церковной практики в ХХ веке // Fontes Slaviae Orthodoxae. Т. 2. 2018. С. 35–49.
9. Лукин 2014 — Лукин П. В. К истории вечевых колоколов // Новгородский исторический сборник: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Л. Янин. Вып. 14 (24). Великий Новгород: [б. и.], 2014. С. 135–167.
10. Митрохин 2020 — Митрохин Н. Советская интеллигенция в поисках чуда: религиозность и паранаука в СССР в 1953–1985 годах // Новое литературное обозрение. 2020. № 3 (163). С. 51–7810.
11. Никаноров 2009 — Никаноров А. Б. Звон // Православная энциклопедия. Т. 20 / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.: Церк.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 19–29.
12. Оловянишников 2010 — Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. 5-е изд., испр. / Под ред. А. Ф. Бондаренко. М.: НП ИД «Русская панорама», 2010. (1-е изд.: 1912).
13. Пестрецов 2010 — Пестрецов В. И. Колокола и колокольный звон в общественно-политической жизни России (исторические очерки). М.: Колокольный центр, 2010.
14. Писменюк 2020 — Писменюк И., свящ. Русская Церковь в период эпидемий: исторический очерк // Русская Православная Церковь: Офиц. сайт Московского Патриархата. 2020. 14 апр. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5622098.html.
15. Прилуцкий 1912 — Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской церкви в XVI и первой половине XVII в. Киев: Типография Акц. о-ва «Петр Барский», 1912.
16. Сахарова 2024 — Сахарова А. В. Термин «злорастворение» в богослужебных текстах: калькирование и переинтерпретация // Русская речь. 2024. № 4. С. 108–120. https://doi.org/10.31857/S0131611724040095.
17. Тосин 2009 — Тосин С. Г. Уничтожение православной традиции колокольного звона в СССР // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2009. № 3 (23). С. 91–102.
18. Шатько 2015 — Шатько Е. Г. Колокольный звон Белой Руси: Тысячелетие традиции. Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2015.
19. Bianucci et al. 2013 — Bianucci, R., Benedictow, O., Fornaciari, G., Giuffra, V. Quinto Tiberio Angelerio and new measures for controlling plague in 16th-century Alghero, Sardinia // Emerging Infectious Diseases. Vol. 19. No. 9. https://doi.org/10.3201/eid1909.120311. Appendix: URL: https://wwwnc.cdc.gov/eid/article/19/9/12-0311-t1.
20. Bordone 1998 — Bordone R. Campane, trombe e carrocci nelle città del regno d’Italia durante il medioevo. Il “paesaggio sonoro” delle città italiane nel medioevo // Information, Kommunikation und Selbstdarstellung in mittelalterlichen Gemeinden / Hrsg. von A. Haverkamp. München: V. Oldenbourg, 1998. P. 85–101. https://doi.org/10.1524/9783486594386-008.
21. Byrne 2006 — Byrne J. P. Daily life during the Black Death. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2006.
22. Cannadine 2012 — Cannadine D. The context, performance and meaning of ritual: The British monarchy and the ‘invention of tradition’ c. 1820–1977 // The invention of tradition / Ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge; New York: Cambridge Univ. Press, 2012. P. 101–164.
23. Carrigan 1959 — Carrigan J. A. Yellow fever in New Orleans, 1853: Abstractions and realities // The Journal of Southern History. Vol. 25. No. 3. 1959. P. 339–355.
24. Chiu 2018 — Chiu R. Singing on the street and in the home in times of pestilence: Lessons from the 1576–78 plague of Milan // Domestic devotions in early modern Italy / Ed. by M. Corry, M. Faini, A. Mneghin. Leiden; Boston: Brill, 2018. P. 27–44. https://doi.org/10.1163/9789004375871_003.
25. Congdon 2007 — Congdon D. “Tibet chic”: Myth, marketing, spirituality and politics in musical representations of Tibet in the United States: PhD thesis / Univ. of Pittsburgh. Pittsburgh, 2007.
26. Emst 2004 — Emst E. Bioresonance, a study of pseudo-scientific language // Forsch Komplementärmed Klass Naturheilkd. Bd. 11. Fasc. 3. 2004. P. 171–173. https://doi.org/10.1159/000079446.
27. Finke 1957 — Finke W. Die Tragödie der deutschen Kirchenglocken // Schlesische Bergwacht. Bd. 57. Fasc. 32. 1957. S. 570–572.
28. Hanegraaff 1996 — Hanegraaff W. New Age religion and Western culture: Esotericism in the mirror of secular thought. Leiden: Brill, 1996.
29. Hannick 1998 — Hannick C. Die Bedeutung der Glocken in byzantinischen und slavischen Klöstern und Städten // Information, Kommunikation und Selbstdarstellung in mittelalterlichen Gemeinden / Hrsg. von A. Haverkamp. München: V. Oldenbourg, 1998. P. 1–24. https://doi.org/10.1524/9783486594386-004.
30. Harrison 2015 — Harrison M. Plants and the plague: The herbal frontline. Lostwithiel, Cornwall: Marcus Harrison, 2015.
31. Heelas 1996 — Heelas P. The New Age movement: Religion, culture and society in the age of postmodernity. Cambridge: Wiley-Blackwell, 1996.
32. Heinz 1998 — Heinz A. Die Bedeutung der Glocke im Licht des mittelalterlichen Ritus der Glockenweihe // Information, Kommunikation und Selbstdarstellung in mittelalterlichen Gemeinden / Hrsg. von A. Haverkamp. München: V. Oldenbourg, 1998. P. 41–70. https://doi.org/10.1524/9783486594386-008.
33. Hobsbawm 2012 — Hobsbawm E. Introduction: Inventing traditions // The invention of tradition / Ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge; New York: Cambridge Univ. Press, 2012. P. 1–14.
34. Leane 2007 — Leane E. Reading popular physics: Disciplinary skirmishes and textual strategies. Burlington, VT; Aldershot, Hampshire: Ashgate Publishing, Ltd., 2007. https://doi.org/10.4324/9781315245263.
35. Menzel 2012 — Menzel B. Occult and esoteric movements in Russia from the 1960s to the 1980s // The new age of Russia: Occult and esoteric dimensions / Ed. by B. Menzel, M. Hagemeister, B. G. Rosenthal. Berlin: Otto Sagner, 2012. P. 151–185.
36. Porter 1999 — Porter R. The greatest benefit to mankind: A Medical history of humanity from antiquity to the present. London: Fontana Press, 1999.
37. Price 1983 — Price P. Bells and man. Oxford: Oxford Univ. Press, 1983.
38. Stenger 1995 — Stenger V. J. The unconscious quantum: Metaphysics in modern physics and cosmology. Amherst, NY: Prometheus Books, 1995.
39. Thurston 1907 — Thurston H. Bells // The Catholic Encyclopedia: In 15 vols. / Ed. by Ch. G. Herbermann et al. Vol. 2. New York: Robert Appleton Company, 1907. P. 418–424.
40. Trevor-Roper 2012 — Trevor-Roper H. The invention of tradition: The Highland tradition of Scotland // The invention of tradition / Ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge; New York: Cambridge Univ. Press, 2012. P. 15–42.
Рецензия
Для цитирования:
Сахарова А.В. Колокольный звон во время эпидемии: традиции и их современная трансформация. Шаги/Steps. 2025;11(3):277-304. EDN: XELYOH
For citation:
Sakharova A.V. Bell ringing during the epidemic: Traditions and their modern transformation. Shagi / Steps. 2025;11(3):277-304. (In Russ.) EDN: XELYOH