Элиты государства Шан через призму ономастики: предварительный количественный анализ
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-10-31.
Аннотация
Исследование посвящено совпадению личных имен представителей нескольких групп элит в надписях на гадательных костях (XIII–XI вв. до н. э., государство Шан, древний Китай). В выборку вошло восемь групп: цзы (принцы), хоу (лорды), бо (вожди), сяо-чэнь (малые слуги), цюань (псари), шу (стражи), представители народа (или клана) цянов и царские гадатели. В начале я предлагаю обновленные списки личных имен: всего 213 уникальных имен, включая 48 повторяющихся. Количество повторяющихся и уникальных имен варьируется в каждой группе, как и общее число имен в ней. Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, в каких парах групп имена совпадают чаще, чем можно ожидать, исходя из размеров. Были выявлены четыре такие пары, а именно цзы и цяны, цюани и шу, сяо-чэни и хоу, шу и гадатели. Требуется дополнительное исследование, чтобы понять, свидетельствует ли данное явление о реальных связях между группами. Анализ также позволил выделить две подгруппы, первая включает бо и цянов, вторая — хоу, сяо-чэней, цюаней, шу и гадателей, имена в которых не пересекаются друг с другом. Такая изолированность может свидетельствовать об этнических (шанцы и не-шанцы) или социальных (высшая и низшая знать) различиях. С другой стороны, имена цзы могут быть обнаружены в обеих подгруппах, что подразумевает этническую или социальную неоднородность группы «принцев».
Ключевые слова
Об авторе
Т. А. СафинРоссия
Тимур Альфредович Сафин, кандидат исторических наук научный сотрудник, отдела Китая, Институт востоковедения РАН; научный сотрудник, Лаборатории востоковедения и компаративистики, Школа актуальных гуманитарных исследований, Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12,
11957, Москва, пр-т Вернадского, д. 82
Список литературы
1. Ван, Ян 1999 — Цзягусюэ и бай нянь / Гл. ред. Ван Юйсинь, Ян Шэннань. Бэйцзин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 1999. (На кит. яз.).
2. Сафин 2018a — Сафин Т. А. Данные эпиграфики о существовании в государства Шан-Инь удельной системы // Вестник Московского университета. Сер. 13: Востоковедение. 2018. № 3. С. 88–100.
3. Сафин 2018b — Сафин Т. А. Хоу Бао в надписях на гадательных костях и значение титула хоу в поздний период Шан (XIII–XI вв. до н. э.) // Вестник древней истории. 2018. № 2 (78). С. 225–227.
4. Сафин 2018c — Сафин Т. А. Элиты эпохи Шан в эпиграфических памятниках XIII–XI вв. до н. э.: титул хоу по данным ономастики // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2018. № 4. С. 6–30.
5. Сафин 2018d — Сафин Т. А. Элиты эпохи Шан: хоу и бо (по данным эпиграфики XIII–XI вв. до н. э.): Дис. ... канд. ист. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2018.
6. Старостин 1989 — Старостин С. А. Реконструкция древнекитайской фонологической системы. М.: Наука, 1989.
7. Цай 2008 — Цай Чжэмао. «Дунъян вэньку со цан цзягу вэньцзы» синь чжуй ди сы цзэ // Xianqin.org. 2008. 13 авг. URL: https://www.xianqin.org/blog/archives/1759.html. (На кит. яз.).
8. Цай 2011 — Цай Чжэмао. Инь буцы «юн хоу тунь» бянь // Цзягувэнь юй Инь-Шан ши. № 2 / Гл. ред. Сун Чжэньхао. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. С. 110–130. (На кит. яз.).
9. Чжао 2007 — Чжао Пэн. Иньсюй цзягувэнь жэньмин юй дуаньдай дэ чубу яньцзю. Бэй цзин: Сяньчжуан шуцзюй, 2007. (На кит. яз.).
10. Чжу 2004 — Чжу Фэнхань. Шан-Чжоу цзяцзу синтай яньцзю. Тяньцзинь: Тяньцзинь гуцзи чубаньшэ, 2004. (На кит. яз.).
11. Яо 1998 — Иньсюй цзягу кэцы лэйцзуань / Сост. Яо Сяосуй. Бэйцзин: Чжунхуа шуцзюй, 1998. (На кит. яз.).
Рецензия
Для цитирования:
Сафин Т.А. Элиты государства Шан через призму ономастики: предварительный количественный анализ. Шаги/Steps. 2022;8(4):10-31. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-10-31.
For citation:
Safin Т.A. Shang state elites in onomastic perspective: A preliminary quantitative analysis. Shagi / Steps. 2022;8(4):10-31. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-10-31.