Писатель vs Художник: «Салоны» Дени Дидро
EDN: OGXFWS
Аннотация
Cтатья посвящена анализу специфики вербального отображения визуального в «Салонах» (1759–1781) Дени Дидро. Именно художественные особенности делают «Салоны» выдающимся произведением не только в области искусствоведения, но и в литературном плане: Дидро творчески использует все возможности вербальной коммуникации, изобретая новые формы поэтической интерпретации живописи. На материале трех эссе, посвященных картинам Ж.-Б. Грёза «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (1765), Ж. О. Фрагонара «Жрец Корес приносит себя в жертву, чтобы спасти Каллирою» (1765), К.-Ж. Верне «Прогулка» (1767), анализируются различные формы demonstratio ad oculos: диалог, металепсис, фантазия, парергон и гипотипоза, позволяющие Дидро создавать «ожившие картины», которые он пытался воплотить и в своей новаторской драматургической системе. Он обращается к разным жанрам: диалогу, трагедии (Фрагонар), эротическому либертенскому роману и мещанской драме (Грёз), прогулке (Верне). Привлечение к анализу драматургических и философских трактатов французского просветителя позволяют увидеть целостность и системность его размышлений об искусстве и показать связь с идеями эпохи, представленными в трудах Канта и Лессинга. «Салоны» Дидро объединяют живопись, литературу и философию в единое целое.
Ключевые слова
Об авторе
В. Д. АлташинаРоссия
Вероника Дмитриевна Алташина, доктор филологических наук профессор, кафедра истории зарубежных литератур
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
Список литературы
1. Алташина 2018 — Алташина В. Д. Металепсис как автобиографический прием во французской литературе XVIII века // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1 (30). С. 74–80.
2. Женетт 1998 — Женетт Ж. Металепсис // Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике: В 2 т. / Пер. с фр. Е. Васильевой и др. Т. 1. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 414–416.
3. Мокульский 1957 — Мокульский С. Французская драматургия эпохи Просвещения // Французский театр эпохи Просвещения: В 2 т. М.: Искусство, 1957. Т. 1. С. 5–68.
4. Муравьева 2016 — Муравьева Л. Е. Редупликация (mise en abyme) и «текст в тексте» // Новый филологический вестник. 2016. № 2 (37). С. 42–51.
5. Муравьева 2023 — Муравьева Л. Mise en abyme: вариации значения // Новое литературное обозрение. № 179. 2023. С. 133–149. https://doi.org/10.53953/08696365_2023_179_1_133.
6. Плеханов 1922 — Плеханов Г. В. Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии // Плеханов Г. В. Искусство и литература. М.: Новая Москва, 1922. С. 101–127.
7. Рейнгардт 1989 — Рейнгардт Л. Я. Салоны Дидро и эстетика французского Просвещения // Дидро Д. Салоны: В 2 т. / Пер с фр.; Вступ. ст., сост., общ. ред. Л. Я. Рейнгардт. Т. 1. М.: Искусство, 1989. С. 5–22.
8. Сулимова 2023a — Сулимова А. Дени Дидро и выставки современного искусства в Квадратном салоне Лувра // «Салоны» Дидро: Выставки современного искусства в Париже XVIII века / Под. ред. С. Карп. М.: Изд. группа ABCdesign, 2023. С. 118–127.
9. Сулимова 2023b — Сулимова А. Дени Дидро и Жан-Батист Грёз: по страницам «Салонов» // «Салоны» Дидро: Выставки современного искусства в Париже XVIII века / Под. ред. С. Карп. М.: Изд. группа ABCdesign, 2023. С. 136–143.
10. Фокин 2006 — Фокин С. Л. Металепсис, или Новые приключения неуловимых фигур нарратологии (Заметки по новейшей истории теории повествования) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2006. № 2. C. 32–38.
11. Calame 2012 — Calame C. Vraisemblance référentielle, nécessité narrative, poétique de la vue. L’historiographie grecque classique entre factuel et fictif // Annales: Histoire, Sciences Sociales. Τ. 67. № 1. P. 81–101.
12. Dällenbach 1977 — Dällenbach L. Le récit spéculaire: Essai sur la mise en abyme. Paris: Seuil, 1977.
13. Delon 2008 — Delon M. Préface // Diderot D. Salons. Paris: Gallimard, 2008. [Электрон. изд.].
14. Derrida 1978 — Derrida J. La Vérité en peinture. Paris: Flammarion, coll. Champs, 1978.
15. Genette 2004 — Genette G. Métalepse. De la figure à la fiction. Paris: Seuil, 2004.
16. Genette 2005 — Genette G. Métalepses. Entorses au pacte de la représentation. Paris: Éd. de l’École des Hautes Études en Sciences Sociales, 2005.
17. Starobinski 2012 — Starobinski J. Diderot, un diable de ramage. Paris: Gallimard, 2012.
18. Sugino 2020 — Sugino S. Diderot avec Derrida: une esthétique sur la bordure // Derrida 2020: frontières, bords, limites / Sous la dir. de F. Manzari, S. Lojkine. 2020. URL: https://cielam.univ-amu.fr/malice/articles/diderot-derrida-esthetique-bordure.
Рецензия
Для цитирования:
Алташина В.Д. Писатель vs Художник: «Салоны» Дени Дидро. Шаги/Steps. 2025;11(3):204-224. EDN: OGXFWS
For citation:
Altashina V.D. Writer vs Painter: Denis Diderot’s “Salons”. Shagi / Steps. 2025;11(3):204-224. (In Russ.) EDN: OGXFWS