Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Проблема ритуальной чистоты в Мк 7:1–23: новый взгляд

EDN: IMPAUQ.

Аннотация

Мк 7:1–23 содержит знаменитый crux interpretum: в ходе полемики с фарисеями Иисус превращает дискуссию об омовении рук (7:1–13) в учение об источниках внутренней скверны (7:14–23). Согласно традиционной интерпретации, последнее содержит завуалированную критику установлений о кашруте (7:15); во всяком случае, таково понимание самого Марка (7:19в). Это толкование предполагает противоречие в логике Иисуса: 7:1–13 обвиняет фарисеев в подрыве авторитета Писания, тогда как нападки на кашрут разрушают этот авторитет еще сильнее. В статье взвешиваются за и против недавнего альтернативного подхода (Й. Фурстенберг, Д. Боярин): Иисус критикует омовение рук как новшество, лишенное библейской основы, ратуя за более консервативный подход (люди как источник, а не адресат ритуальной чистоты). Подход Фурстенберга и Боярина критиковался Ш. Коэном, Дж. Маркусом и другими, но неубедительно. Однако Фурстенберг и Боярин переоценивают значение галахической проблематики для Марка: хотя материал 7:1-13 взят из предания, для Марка вопрос об омовении рук вторичен, а на первый план выходит общая критика фарисейской концепции Устной Торы. Возможно, он уже не помнит, что представление фарисеев о передаче ритуальной нечистоты через еду содержит новшество, а не древнюю традицию. Марк также может несколько дистанцировать Иисуса от его иудейской среды на уровне редакции.

Об авторе

Г. Г. Ястребов
Институт востоковедения РАН ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Глеб Гарриевич Ястребов, научный сотрудник, отдел истории и культуры Древнего Востока; научный сотрудник, Лаборатория востоковедения и компаративистики, Школа актуальных гуманитарных исследований, Институт общественных наук

107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12 

119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82 стр. 1 



Список литературы

1. Boyarin D. (2012). The Jewish Gospels: The story of the Jewish Christ. The New Press.

2. Boyarin D. (2019). Moses and Jesus against the Pharisees: Mark and Paul on Moses. In J. Timbie, & P. Roussear (Eds.). The Christian Moses, from Philo to the Qur’an (pp. 1–24). The Catholic Univ. of America Press.

3. Bultmann, R. (1963). The history of the Synoptic tradition. Blackwell.

4. Cohen, Sh. (2013). Antipodal texts: B. Eruvin 21b–22a and Mark 7:1–23 on the tradition of the elders and the commandment of God. In R. Boustan et al. (Eds.). Envisioning Judaism: Studies in honor of Peter Schäfer on the occasion of his seventieth birthday (pp. 965– 983). Mohr Siebeck.

5. Furstenberg, Y. (2008). Defilement penetrating the body: A new understanding of contamination in Mark 7.15. New Testament Studies, 54(2), 176–200. https://doi.org/10.1017/S0028688508000106.

6. Markus, J. (2014). Mark — interpreter of Paul. In J. Dunn et al. (Eds.). Mark and Paul: Comparative essays, Pt. 2: For and against Pauline influence on Mark (pp. 29–50). De Gruyter.

7. Meier, J. P. (2009). A marginal Jew: Rethinking the historical Jesus, Vol. 4: Law and love. Yale Univ. Press.

8. Reynolds, S. (1966). Πυγμῃ̑ (Mark 7:3) as “cupped hand”. Journal of Biblical Literature, 85(1), 87–88. https://doi.org/10.2307/3264360.

9. Sanders, E. P. (1985). Jesus and Judaism. Fortress Press.

10. Sanders, E. P. (1993). The historical figure of Jesus. Penguin Books.

11. Wills L. (2016). The Jewishness of the Gospel of Mark. In I. Kalimi (Ed.). Bridging between sister religions: Studies of Jewish and Christian scriptures offered in honor of Prof. John T. Townsend (pp. 69–86). Brill.


Рецензия

Для цитирования:


Ястребов Г.Г. Проблема ритуальной чистоты в Мк 7:1–23: новый взгляд. Шаги/Steps. 2025;11(3):143-157. EDN: IMPAUQ.

For citation:


Yastrebov G.G. The problem of ritual purity in Mark 7:1–23: A new look. Shagi / Steps. 2025;11(3):143-157. (In Russ.) EDN: IMPAUQ.

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)