Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Кан Ювэй, освоение политического пространства Запада и понятие свободы (трактат «Спасение Родины через материальное»)

EDN: GQTZRL

Аннотация

В статье рассматривается политическая доктрина Кан Ювэя (1858–1927), изложенная в трактате «У чжи цзю го лунь» («О спасении Родины через материальное»), написанном в Канаде в 1905 г. и опубликованном в 1908 г. Находясь после 1899 г. в эмиграции и объявивший себя современным Конфуцием, Кан Ювэй внимательно изучал историю Запада и политические системы современных ему европейских стран и США. Основным содержанием трактата является поиск источника могущества западных империалистических держав, чтобы этот опыт применить и в Китае. Кан Ювэй пришел к выводу, что западные страны «стали могущественными благодаря феноменальному прогрессу в науке и технике, Китай должен достичь того же уровня прогресса, чтобы выжить и процветать». Основных причин западного превосходства над Китаем две: национальная наука и «учение о материальном». Под «материальным» Кан Ювэй понимал современные индустриальные технологии и социальные реалии глобализирующегося мира. В центре концепции Кан Ювэя — понятие свободы, которое, как и все остальные, он считал исторически относительным и зависящим от политической системы «текущего века». Китайский мыслитель объявил, что навязанная западными империалистами либеральная концепция свободы — это продукт «феодально-рабовладельческой системы в Европе», тогда как китайская общественная система обеспечивает подавляющему большинству населения базовые права и свободы, не подавляемые государством. Западное понятие свободы носит юридический, а не философско-мировоззренческий характер и противоречит человеческой природе, как ее трактуют китайские философские учения. Говоря о Французской революции, Кан Ювэй подчеркивал, что она избавила народ от притеснения монархом, но не способствовала этическому развитию простых людей. В Китае первым мыслителем, поставившим вопрос об общественных свободах, был Конфуций, сформулировавший также золотое правило нравственности. Однако доступность прав и свобод ограничивается эрой общественного развития: Конфуций жил в Эру хаоса, и его учение приспособлено к ее реалиям, задаваемых течением Дао. Принятие японцами во время революции Мэйдзи западной трактовки свободы — великая ошибка японских реформаторов и может быть повторена в Китае, свернув страну на путь развития, не диктуемый природой китайского общества.

Об авторах

Д. Е. Мартынов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Дмитрий Евгеньевич Мартынов, доктор исторических наук профессор, кафедра китаеведения и азиатско-тихоокеанских исследований

420111, Казань, ул. Пушкина, д. 1/55 



Ю. А. Мартынова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Юлия Александровна Мартынова, кандидат исторических наук доцент, кафедра китаеведения и азиатско-тихоокеанских исследований

420111, Казань, ул. Пушкина, д. 1/55 



Лицю Лю
Нанкинский университет науки и технологий
Китай

Лю Лицю, кандидат исторических наук доцент, Школа иностранных языков

210094, Jiangsu Province, Nanjing, Xuanwu, Xiaolingwei Str., 200



Список литературы

1. Борох 2001 — Борох Л. Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX–XX веков: Лян Цичао: теория обновления народа. М.: Вост. лит. РАН, 2001.

2. Дун Цунлинь 2020 — Дун Цунлинь. Кан Ювэй дэ «У чжи цзю го лунь» цзеси [Анализ «Рассуждения о спасении Родины» Кан Ювэя] // Аньхой шисюэ. 2020. № 1. С. 22–28. (На кит. яз.).

3. Кобзев 2010 — Кобзев А. И. Ти — юн // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: В. С. Степин и др. Т. 4. М.: Мысль, 2010. С. 65–66.

4. Ма Хунлинь 1998 — Ма Хунлинь. Кан Ювэй пинчжуань [Критическая биография Кан Ювэя]. Нанкин: Наньцзин дасюэ чубаньшэ, 1998. (На кит. яз.).

5. Олейников, Кормич 2018 — Олейников И. В., Кормич П. С. Термин и понятие «демократия» в политической жизни Китая первой трети XX века // Идеи и идеалы. Т. 2. № 2 (36). 2018. С. 41–58. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2018-2.2-41-58.

6. Тан Чжицзюнь 1998 — Тан Чжицзюнь. Кан Ювэй чжуань [Биография Кан Ювэя]. Тайбэй: Тайвань шанъу иньшугуань, 1998. (На кит. яз.).

7. Чжан Яосинь, Лю Юань 2013 — Чжан Яосинь, Лю Юань. Кан Ювэй да чжуань [Большая биография Кан Ювэя]. Ухань: Хуачжун кэцзи дасюэ чубаньшэ, 2013. (На кит. яз.).

8. Шань Шилянь 2011 — Шань Шилянь. «Вэньмин» юй «умин» чжи бяньчжэн — Кан Ювэй «У чжи цзю го лунь» дэ и и [Диалектика «цивилизованности» и «воинственности»: значение «Рассуждения о спасении Родины» Кан Ювэя] // Сюэшу яньцзю. 2011. № 10. С. 33–40. (На кит. яз.).

9. Bernal 1976 — Bernal M. Chinese Socialism to 1907. Ithaca; London: Cornell Univ. Press, 1976.

10. Fung 2006 — Fung E. S. K. The idea of freedom in modern China revisited: Plural conceptions and dual responsibilities // Modern China. Vol. 32. No. 4. 2006. P. 453–482.

11. Hsiao 1975 — Hsiao Kung-chuan. A modern China and a new world: K’ang Yu-wei, reformer and utopian, 1858–1927. Seattle; London: Univ. of Washington Press, 1975.

12. Huang 1993 — Huang P. C. “Public sphere” / “civil society” in China? The third realm between state and society // Modern China. Vol. 19. No. 2. 1993. P. 216–240.

13. Levenson 1965 — Levenson J. R. Confucian China and its modern fate: A trilogy. Berkeley: Univ. of California Press, 1965.

14. Nathan 1985 — Nathan A. J. Chinese democracy. New York: Knopf, 1985.


Рецензия

Для цитирования:


Мартынов Д.Е., Мартынова Ю.А., Лю Л. Кан Ювэй, освоение политического пространства Запада и понятие свободы (трактат «Спасение Родины через материальное»). Шаги/Steps. 2025;11(3):103-124. EDN: GQTZRL

For citation:


Martynov D.E., Martynova Yu.A., Liu L. Kang Youwei, the development of the political space of the West and the concept of freedom (treatise “An Essay on National Salvation through Material Upbuilding”). Shagi / Steps. 2025;11(3):103-124. (In Russ.) EDN: GQTZRL

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)