Развитие просоциального поведения у детей раннего возраста
Аннотация
В статье рассматривается понятие просоциального поведения (поведения, ориентированного на других) в раннем возрасте. Проанализированы существующие исследования по трем основным типам помощи, проявляющимся уже в раннем детстве: инструментальной (помощь другому в достижении его предметной цели), альтруистической (способность делиться с другими) и эмпатической. Способность к оказанию инструментальной помощи впервые возникает в начале второго года жизни и стремительно развивается в течение последующего полугода. Альтруистическая форма просоциального поведения начинает проявляться между 18 и 24 месяцами жизни, требуя, однако, определенной поддержки в ситуации, в частности четкой артикуляции другим своего желания. Наконец, последним в онтогенезе появляется эмпатическое поведение. При этом проявление эмпатической помощи детьми до трех лет наблюдается лишь в условиях очевидной для ребенка причины эмоционально-негативного состояния другого. Приведенные в статье данные позволяют сделать вывод, что в просоциальном аспекте развития у детей раннего возраста значительно преобладает инструментальная форма помогающего поведения в сравнении с эмпатической и альтруистической, в то время как способность к проявлению эмпатического и альтруистического поведения у детей до трех лет ограничена и зависит от множества дополнительных факторов.
Об авторах
Т. Юдина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Т. Котова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Для цитирования:
Юдина Т.,
Котова Т.
Развитие просоциального поведения у детей раннего возраста. Шаги/Steps. 2015;1(1):108-121.
For citation:
Yudina T.,
Kotova T.
Prosocial development in toddlerhood. Shagi / Steps. 2015;1(1):108-121.
(In Russ.)
Просмотров:
2