Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-3-137-167

Аннотация

В статье рассматриваются фигуры дурного епископа и тирана в «Житиях отцов Меридских». Показана взаимосвязь фигур короля и епископа, с одной стороны, и тирана и плохого епископа, с другой. «Тираническая» риторика указывает на связь дурного епископа с демоническими силами, его принципиальную чуждость христианскому сообществу как члена corpus Antichristi, в силу чего он разрушает вверенное ему сообщество (ciuitas), которое потому страдает от общественных беспорядков, голода и мора. В свою очередь, ciuitas понимается как сакрализированное социальное пространство, организованное в соответствии с идеальным божественным порядком. Поэтому любое действие по ее профанации являлось актом тирании. Истинный епископ задавал единство всех элементов христианской общины, согласие и благополучие в которой зависели от поддержания порядка сакрального. Ключевыми составляющими таким образом понятого ciuitas были храмы и реликвии, связь которых обеспечивал епископ. Попытки захвата этих объектов и нападки на главу общины предстают в «Житиях отцов Меридских» как главные тиранические действия именно потому, что они нарушали функционирование сакрального пространства ciuitas.

Об авторе

М. Ю. Биркин
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Россия

Михаил Юрьевич Биркин - научный сотрудник, Лаборатория исследований церковных институций.

127051, Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1, Тел.: +7 (495) 114-50-88



Список литературы

1. Ауров 2010а — Ауров О. В. Вестготские короли-ариане после эпохи Иордана (характер, идеология и символика власти) // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 31. 2010. С. 73–103.

2. Ауров 2010b — Ауров О. В. “Gladio vindice Leuuigildi”: король-реформатор перед лицом памяти // Вестник РГГУ. Сер. Исторические науки. Всеобщая история. 2010. № 18 (61) / 10. С. 33–50.

3. Ауров 2017a — Ауров О. В. «История Вамбы» Юлиана Толедского и проблема правовой защиты королевской власти от узурпаций // Теология и политика. Власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V — начало VIII в.): Исследования и переводы / Ред.-сост.

4. О. В. Ауров; Общ. ред. О. В. Ауров, Е. С. Марей. М.: Изд. дом «Дело», 2017. С. 99–128.

5. Ауров 2017b — Ауров О. В. О варварском и римском в характере королевской власти у вестготов (V — середина VI века) // Теология и политика. Власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V — начало VIII в.): Исследования и переводы / Ред.-сост. О. В. Ауров; Общ. ред. О. В. Ауров, Е. С. Марей. М.: Изд. дом «Дело», 2017. С. 25–75.

6. Ауров 2019a — Ауров О. В. Испания в эпоху вестготов. Краткая история. СПб.: Евразия, 2019.

7. Ауров 2019b — Ауров О. В. Королевская власть в Толедском королевстве вестготов (конец VI — начало VIII в.) // Монарх и монархия: К 150-летию со дня рождения императора Николая II и 100-летию убиения царской семьи / Ред. кол.: А. В. Анашкин и др. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитар. ун-та, 2019. С. 34–51.

8. Бергер, Лукман 1995 — Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / Пер. с англ. М.: Московский философский фонд, 1995.

9. Биркин 2020a — Биркин М. Ю. Дурной епископ как тиран в «Сентенциях» Исидора Севильского // Шаги / Steps. Т. 6. № 2. 2020. С. 259–291.

10. Биркин 2020b — Биркин М. Ю. Епископ в вестготской Испании. СПб.: Наука, 2020.

11. Браун 2004 — Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве / Пер. с англ. В. В. Петрова. М.: Рос. полит. энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

12. Дуглас 2020 — Дуглас M. Как мыслят институты / Пер. с англ. А. М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2020.

13. Марей 2014 — Марей Е. С. Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильский и его представления о праве и правосудии. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2014.

14. Шартье 2001 — Шартье Р. Культурные истоки Французской революции / Пер. с фр.

15. О. Э. Гринберг. М.: Изд. дом «Искусство», 2001.

16. Шкаренков 2009 — Шкаренков П. П. Латинская риторическая традиция на рубеже античности и Средневековья: проблемы источниковедческого изучения // Вестник РГГУ. Сер. Исторические науки. Историография, источниковедение, методы исторических исследований. 2009. № 4 (9). С. 146–161.

17. Angenendt 1982 — Angenendt A. Rex et Sacerdos: Zur Genese der Königssalbung // Tradition als historische Kraft: interdisziplinäre Forschungen zur Geschichte des früheren Mittelalters / Hrsg. von N. Kamp, J. Wollasch. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1982. S. 100–118.

18. Arce 1999 — Arce J. The City of Mérida (Emerita) in the Vitas Patrum Emeritensium (VIth Century A. D.) // East and West: Modes of communication: Proceedings of the First Plenary Conference at Merida / Ed. by E. Chrysos, I. Wood. Leiden: Brill, 1999. P. 1–14.

19. Barbero de Aguilera 1970 — Barbero de Aguilera A. El pensamiento político visigodo y las primeras unciones regias en la Europa medieval // Hispania: Revista española de historia. Vol. 30. № 115. 1970. P. 245–326.

20. Beatrice 2005 — Beatrice P. F. On the meaning of “profane” in the Pagan-Christian conflict of Late Antiquity: The Fathers, Firmicus Maternus and Porphyry before the Orphic “Prorrhesis” (OF 245.1 Kern) // Illinois Classical Studies. Vol. 30. 2005. P. 137–165.

21. Belayche 2007 — Belayche N. Des lieux pour le “profane” dans l’Empire tardo-antique? Les fêtes entre koinônia sociale et espaces de rivalités religieuses // Antiquité tardive. Vol. 15. 2007. P. 35–46.

22. Berger 1953 — Berger A. Encyclopedic dictionary of Roman law. Philadelphia: American Philosophical Society, 1953.

23. Bourgain 2020 — Bourgain P. Prologue. Le lexique du profane et du sacré au Moyen Âge // Le profane et le sacré dans l’Europe latine. V–XVI siècles / Dir. par C. Heid, M. Deramaix, O. Pédeflous. Paris: Classiques Garnier, 2020. P. 15–25.

24. Brennan 1984 — Brennan B. The image of the Frankish kings in the poetry of Venantius Fortunatus // Journal of Medieval History. Vol. 10. No. 1. 1984. P. 1–11.

25. Canning 1996 — Canning J. A history of medieval political thought, 300–1450. London: Routledge, 1996.

26. Castellanos 1996a — Castellanos S. Conflictos entre la autoridad y el “hombre santo”: hacia el control oficial del patronatus caelestis en la Hispania Visigoda // Brocar: Cuadernos de investigación histórica. № 20. 1996. P. 77–90.

27. Castellanos 1996b — Castellanos S. Las reliquias de santos y su papel social: cohesión comunitaria y control episcopal en Hispania (ss. V–VII) // POLIS: Revista de ideas y formas políticas de la Antigüedad Clásica. № 8. 1996. P. 5–21.

28. Castellanos 2003 — Castellanos S. The significance of social unanimity in a Visigothic hagiography: Keys to an ideological screen // Journal of Early Christian Studies. Vol. 11. No. 3. 2003. P. 387–419.

29. Castellanos 2018 — Castellanos S. Política y registro hagiográfico en la Hispania visigoda: Leovigildo en las Vitae // Studia Historica in Honorem Prof. Urbano Espinosa Ruiz / Ed. por P. Castillo Pascual y P. Iguácel de la Cruz. Logroño: Universidad de La Rioja, 2018. P. 485–499.

30. Castillo Lozano 2019 — Castillo Lozano J. Á. Categorías de poder en el reino visigodo de Toledo: los tiranos en las obras de Juan de Bíclaro, Isidoro de Sevilla y Julián de Toledo. Murcia: Universidad de Murcia, 2019. (Antigüedad y cristianismo: Monografías históricas sobre la Antigüedad tardía; 2017, № 33–34).

31. Castillo Lozano 2020 — Castillo Lozano J. Á. Luchas de poder en la Mérida visigoda // Intus — legere: historia. Vol. 14. No. 2. 2020. P. 104–123.

32. Codoñer Merino 1992 — Isidoro de Sevilla. Diferencias Libro I / Intro., ed. crítica, trad. y notas por C. Codoñer Merino. Paris: Les Belles Lettres, 1992.

33. Collins 1980 — Collins R. Mérida and Toledo: 550–585 // Visigothic Spain: New approaches / Ed. by E. James. Oxford: Clarendon Press, 1980. P. 189–219.

34. Craig 2004 — Craig C. Audience expectations, invective, and proof // Cicero the advocate / Ed. by J. Powell, J. Paterson. Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 2004. P. 187–213.

35. De Souza 2010 — De Souza M. Repousser les profanes: les progrès du militantisme religieux d’après les sources latines de Virgile à Augustin // Les frontières du profane dans l’Antiquité tardive / Ed. É. Rebillard, C. Sotinel. Rome: École française, 2010. P. 55–71.

36. Díaz 1997 — Díaz P. C. La rue à Merida au VIe siècle: usage sacré et usage profane // La rue, lieu de sociabilité? Rencontres de la rue: Actes du colloque de Rouen, 16–19 novembre 1994 / Textes réun. par A. Leménorel, A. Corbin. Rouen: l’Université de Rouen, 1997. P. 331–340.

37. Díaz 2000 — Díaz P. C. City and territory in Hispania in Late Antiquity // Towns and their territories between Late Antiquity and the Early Middle Ages / Ed. by G. P. Brogiolo, N. Gauthier, N. Christie, Leiden; Boston; Köln: Brill, 2000. P. 3–35.

38. Díaz 2010 — Díaz P. C. Mérida tardoantica: l’apoteosi di una città cristiana // Reti Medievali Rivista. Vol. 11. No. 2. 2010. P. 67–79.

39. Díaz y Díaz 1975 — Díaz y Díaz M. C. La trasmisión de los textos antiguos en la peninsula iberica en los siglos VII–XI // Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’alto medioevo. XXII: La cultura antica nell’’Occidente latino dal VII al XI secolo. Spoleto: presso la sede del Centro, 1975. P. 133–178.

40. Dumézil 2014 — Dumézil B. Le modèle royal à l’époque mérovingienne // L’empreinte chrétienne en Gaule du IVe au IXe siècle / Ed. par M. Gaillard. Turnhout: Brepols, 2014. P. 131–147.

41. Dunkle 1967 — Dunkle J. R. The Greek tyrant and Roman political invective of the late republic // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. Vol. 98. 1967. P. 151–171.

42. Escribano 1997 — Escribano M. V. La ilegitimidad politica en los textos historiográficos y jurídicos tardios (Historia Augusta, Orosius, Codex Theodosianus) // Revue internationale des droits de l’antiquité. № 44. 1997. P. 85–120.

43. Ewig 1965 — Ewig E. Zum christlichen Königsgedanken im Frühmittelalter // Vorträge und Forschungen. Bd. 3: Das Königtum. Seine geistigen und rechtlichen Grundlagen. 1965 (2. Aufl.). S. 7–73.

44. Fear 1997 — Lives of the Visigothic fathers / Ed. and trans. by A. T. Fear. Liverpool: Liverpool Univ. Press, 1997.

45. Flower 2013 — Flower R. Emperors and bishops in Late Roman invective. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2013.

46. Frighetto 1999 — Frighetto R. Um protótipo de pseudo-sacerdos na obra de Valério do Bierzo: o caso de Justus (Ordo Querimoniae, 6) // Arys: Antigüedad: Religiones y Sociedades. Vol. 2. 1999. P. 407–418.

47. Gaddis 2005 — Gaddis M. There is no crime for those who have Christ: Religious violence in the Christian Roman Empire. Berkeley; Los Angeles; London: Univ. of California Press, 2005.

48. García Moreno 1974 — García Moreno L. A. Prosopografía del Reino visigodo de Toledo. Salamanca: Universidad de Salamanca, 1974.

49. García Moreno 1989 — García Moreno L. A. História de España visigoda. Madrid: Catedra. Historia Mayor, 1989.

50. Hibst 1990 — Hibst P. Gemeiner Nutzen: Begriffsgeschichtliche Untersuchungen zur politischen Theorie vom 5. vorchristlichen bis zum 15. nachchristlichen Jahrhundert // Archiv für Begriffsgeschichte. Bd. 33. 1990. S. 60–95.

51. Howe 2007 — Howe T. Vandalen, Barbaren und Arianer bei Victor von Vita. Frankfurt am Main: Verlag Antike, 2007.

52. Kantorowicz 1946 — Kantorowicz E. Laudes regiae: A study in liturgical acclamations and medieval ruler worship. Berkeley; Los Angeles: Univ. of California Press, 1946.

53. King 1972 — King P. D. Law and society in the Visigothic kingdom. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1972.

54. King 1988 — King P. D. The Barbarian kingdoms // The Cambridge history of Medieval political thought c. 350 — c. 1450 / Ed. by J. H. Burns. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. P. 123–154.

55. Klingshirn 2003 — Klingshirn W. E. Isidore of Seville’s taxonomy of magicians and diviners // Traditio. Vol. 58. 2003. P. 59–90.

56. Kulikowski 2004 — Kulikowski M. Late Roman Spain and its cities. Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press, 2004.

57. Lester 2019 — Lester M. Persecutio, seductio, and the limits of rhetorical intolerance in Visigothic Iberia // Heirs of Roman Persecution: Studies on a Christian and Para-Christian Discourse in Late Antiquity / Ed. by É. Fournier, W. Mayer. London; New York: Routledge, 2019. P. 213–229.

58. Lunn-Rockliffe 2007 — Lunn-Rockliffe S. Ambrosiaster’s political theology. Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 2007.

59. Maranesi 2018 — Maranesi A. An Emperor for all seasons — Maximian and the transformation of his political representation // Imagining emperors in the Later Roman Empire / Ed. By D. W. P. Burgersdijk, A. J. Ross. Leiden; Boston: Brill, 2018. P. 63–82.

60. Markus 1985 — Markus R. A. The sacred and the secular: From Augustine to Gregory the Great // The Journal of Theological Studies. Vol. 36. No. 1. 1985. P. 84–96.

61. Markus 1990 — Markus R. A. The end of Ancient Christianity. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1990.

62. Markus 2016 — Markus R. A. Between Marrou and Brown: Transformations of Late Antique Christianity // Transformations of Late Antiquity: Essays for Peter Brown / Ed. by Ph. Rousseau, M. Papoutsakis. London; New York: Routledge, 2016. P. 1–13.

63. Martín 1997 — Martín J. C. Caracterización de personajes y tópicos del género hagiográfico en el Vita Desiderii de Sisebuto // Helmantica: Revista de filología clásica y hebrea. Vol. 48. № 145. 1997. P. 111–133.

64. Mateos Cruz 2000 — Mateos Cruz P. Augusta Emerita, de capital de la Diocesis Hispaniarum a sede temporal visigoda // Memorias de la Real Academia de Buenas Letras de Barcelona. 2000. Vol. 25: Sedes regiae (ann. 400–800). P. 491–520.

65. Maya 1994 — Maya A. De Leovigildo perseguidor y Masona mártir // Emérita. Vol. 62. Núm. 1. 1994. P. 167–186.

66. Mülke 2016 — Mülke M. Guter König und doch Verfolger? Die Religionspolitik des Westgotenkönigs Leovigild im Urteil der zeitgenössischen Historiker (Johannes Biclarensis und Isidor von Sevilla) // Frühmittelalterliche Studien. Bd. 50. № 1. 2016. S. 99–128.

67. Musurillo 1972 — The acts of the Christian martyrs / Intro., texts, trans. by H. Musurillo. Oxford: Clarendon Press, 1972.

68. Opelt 1965 — Opelt I. Die lateinischen Schimpfwörter und verwandte sprachliche Erscheinungen. Eine Typologie. Heidelberg: C. Winter 1965.

69. Opelt 1973 — Opelt I. Hilarius von Poitiers als Polemiker // Vigiliae Christianae. Vol. 27. No. 3. 1973. P. 203–217.

70. Orlandis 1959 — Orlandis J. En torno a la noción visigoda de tiranía // Anuario de historia del derecho español. № 29. 1959. P. 5–43.

71. Orlandis 1992 — Orlandis J. Semblanzas visigodas. Madrid: Rialp, 1992.

72. Osland 2011 — Osland D. K. Urban change in Late Antique Hispania: The case of Augusta Emerita: PhD Dis. / Univ. of Cincinnati. Cincinnati, 2011.

73. Pérez Sánchez 2009 — Pérez Sánchez D. La idea del “buen gobierno” y las virtudes de los monarcas del reino visigodo de Toledo // Mainake. № 31. 2009. P. 217–227.

74. Reydellet 1981 — Reydellet M. La royauté dans la littérature latine, de Sidoine Apollinaire à Isidore de Séville. Rome: École Française de Rome, 1981.

75. Stachura 2007 — Stachura M. Kritik der superstitio und Affirmation der Orthodoxie in den Gesetzen des Codex Theodosianus // Electrum. Vol. 12. 2007. S. 33–61.

76. Stachura 2018 — Stachura M. Enemies of the later Roman order: A study of the phenomenon of language aggression in the Theodosian Code, post-Theodosian Novels, and the Sirmondian Constitutions. Kraków: Jagiellonian Univ. Press, 2018.

77. Staubach 1984 — Staubach N. ‘Cultus divinus’ und karolingische Reform // Frühmittelalterliche Studien. Bd. 18. 1984. S. 546–581.

78. Stevenson 2009 — Stevenson T. Antony as ‘tyrant’ in Cicero’s First Philippic // Ramus: Critical studies in Greek and Roman literature. Vol. 38. No. 2. 2009. P. 174–186.

79. Teillet 2011 — Teillet S. Des Goths à la nation gothique. Les origines de l’idée de nation en Occident du Ve au VIIe siècle. 2e tir. Paris: Les Belles Lettres, 2011.

80. Thompson 1969 — Thompson E. A. The Goths in Spain. Oxford: Clarendon Press, 1969. Ullmann 1965 — Ullmann W. The growth of Papal government in the Middle Ages: A study in the ideological relation of clerical to lay power. London: Methuen, 1965.

81. Velázquez 2008 — Vidas de los santos Padres de Mérida / Intro., trad. y notas de I. Velázquez. Madrid: Editorial Trotta, 2008.

82. Welchering 1984 — Welchering P. PROFAN: Materialien zur Geschichte eines wenig beachteten und erforschten Begriffs // Archiv für Begriffsgeschichte. Bd. 28. 1984. S. 63–99.


Рецензия

Для цитирования:


Биркин М.Ю. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Шаги/Steps. 2022;8(3):137-167. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-3-137-167

For citation:


Birkin M.Yu. Tyrannical power of the bishop and social space: The case of Mérida in the late 6th century. Shagi / Steps. 2022;8(3):137-167. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-3-137-167

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)