Тургеневские девушки: социально-педагогические манипуляции loci communibus произведений И. С. Тургенева в советской и постсоветской культуре
Аннотация
Статья посвящена диахроническому исследованию понятия «тургеневская девушка», прочно вошедшего во фразеологический фонд современного русского языка и культуры. Объект исследования - не значение понятия в языке, а процесс его формирования и причины изменений его интерпретации. Авторы обращаются к учебному тексту, а также к окружающему его медийному контексту, чтобы показать, как на протяжении XX в. менялось восприятие героинь романов И. С. Тургенева, вошедших в «золотой фонд» классического литературного наследия. Наблюдая взлеты и падения популярности «тургеневских девушек» за пределами оригинальных художественных текстов, их признание или отрицание, включение в обязательные учебные планы или исключение из них, маркирование как характеров из навсегда отжившего прошлого или, наоборот, злободневно актуальных, авторы приходят к выводу, что динамика толкования этого собирательного образа и социальной памяти о нем подвержена ритмам чередования «культуры-1» и «культуры-2», открытого В. З. Паперным.
Об авторах
Е. Васильева
Санкт-Петербургский государственный университет
А. Козлова
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Для цитирования:
Васильева Е.,
Козлова А.
Тургеневские девушки: социально-педагогические манипуляции loci communibus произведений И. С. Тургенева в советской и постсоветской культуре. Шаги/Steps. 2016;2(4):173-203.
For citation:
Vasilyeva E.,
Kozlova A.
Turgenevian girls: Socio-educational manipulations of common places from Turgenev's works in Soviet and post-Soviet culture
. Shagi / Steps. 2016;2(4):173-203.
Просмотров:
3