Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Революционные перформансы Айседоры Дункан в Советской России

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-3-52-84

Аннотация

В статье рассматривается сценическое воплощение ряда популярных русских революционных песен в 1920-е годы в Советской России / СССР. Американская танцовщица Айседора Дункан, работавшая здесь в 1921–1924 гг., использовала их в качестве основы для хореографических работ. Анализируется предыстория данных постановок: танцевальная «революция», совершенная Дункан в начале ХХ в., и революционные мотивы в ее хореографии 1910-х годов. Еще один аспект творчества американской танцовщицы — ее интуитивное стремление к не концептуализированному в то время жанру перформанса, которое усилилось в контексте русской революции и экспериментального искусства первых послереволюционных лет. Приводятся примеры выступлений Дункан, которые вполне могли бы вписаться в контекст современных перформативных практик — иммерсивных, парципаторных и сайт-специфических, хотя обычно Айседора работала в рамках традиций XIX в. — выступала с программой из двух отделений в сопровождении оркестра или пианиста, тщательно выстраивала хореографический рисунок. Но автора статьи интересуют скорее революционные для того времени попытки Дункан выйти за пределы сцены и вовлечь зрителя в действо, стирая границу между художником и зрителем, искусством и жизнью.

Об авторе

Е. В. Юшкова
Центр женских исследований Пяти колледжей
Соединённые Штаты Америки

Елена Владимировна Юшкова - кандидат искусствоведения ассоциированный исследователь.

893 West Street, Amherst, MA 01002 USA Тел.: + 1 (413) 542-4000



Список литературы

1. Барба 2008 — Барба Э. Бумажное каноэ: Трактат о Театральной Антропологии / Пер. с фр. М. Александровой. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. Академ. театр. искусства, 2008.

2. Блэйер 1997 — Блэйер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы / Пер с англ. Е. Гусевой. Смоленск: Русич, 1997.

3. Голдберг 2017 — Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Пер. с англ. А. Асланян. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.

4. Гройс 2013 — Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин / [Пер. с англ.]. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.

5. Деникин 2021 — Деникин А. А. Критика некоторых положений теории перформативности Э. Фишер-Лихте // Наука телевидения. Т. 17. № 1. 2021. C. 139–170.

6. Кибардин 2020 — Кибардин А. А. Театрализованные представления Петрограда 1919–1920 годов: методы изучения массовых зрелищ // Художественная культура. 2020. № 2. С. 32–58.

7. Курт 2007 — Курт П. Айседора Дункан / Пер. с англ. С. Лосева. М.: ЭКСМО, 2007. Маквей 2004 — Маквей Г. Московская школа Айседоры Дункан (1921–1949) // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник /

8. Сост. Т. Б. Князевская; Гл. ред. В. И. Васильев. М.: Наука, 2004. С. 326–475.

9. Плохова, Портянникова 2020 — Руководство по применению танцевального архива «Опыты хореологии», или Куда нас завел «Советский жест» / Авт.-сост. Д. Плохова, А. Портянникова. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020.

10. Сироткина 2012 — Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Нов. лит. обозрение, 2012.

11. Фишер-Лихте 2015 — Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Пер с нем. Н. Кандинской; Под общ. ред. Д. В. Трубочкина. M.: Play&Play; Канон+, 2015.

12. Шехнер 2020 — Шехнер Р. Теория перформанса / Пер. с англ. А. Асланян М.: V-A-C Press, 2020.

13. Юшкова 2013 — Юшкова Е. Дунканистки встретились в Вашингтоне // Линия: [Прилож. к ж-лу «Балет»]. 2013. № 7. С. 12–13.

14. Юшкова 2011 — Юшкова Е. В. Пантомима в творчестве Айседоры Дункан // Академия пантомимы: теория и практика: Сб. ст. Вып. 1 / Отв. ред. Е. В. Маркова, Т. Ю. Смирнягина М.: Миттель Пресс, 2011. С. 19–30.

15. Юшкова 2009 — Юшкова Е. В. Пластика преодоления. Ярославль: Изд-во ГОУ ВПО «Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского» (ЯГПУ), 2009.

16. Юшкова 2019a — Юшкова Е. Айседора Дункан и вокруг: Новые исследования и материалы. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2019.

17. Юшкова 2019b — Юшкова Е. В. Театральный эксперимент Гедрюса Мацкявичюса: истоки и некоторые итоги // Шаги / Steps. Т. 5. № 4. 2019. С. 91–106.

18. Bresciani 1982 — Bresciani J. A catalog of the Isadora Duncan library in the Victor Seroff collection: Unpublished MA thesis / New York University. New York, 1982.

19. Clark 1993 — Clark K. Changing historical paradigms in Soviet culture // Late Soviet culture: From novostroika to perestroika / Ed. by T. Lahusen, G. Kuperman. Durham, NC: Duke Univ. Press, 1993. P. 289–306.

20. Clark 1998 — Clark K. Petersburg: Crucible of cultural revolution. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1998.

21. Daly 1992 — Daly A. Dance history and feminist theory: Reconsidering Isadora Duncan and the male gazе // Gender in performance: The presentation of difference in performing arts / Ed. by L. Senelick. Hanover; London: Tufts Univ., 1992. P. 239–259.

22. Daly 2002a — Daly A. Done into dance: Isadora Duncan in America. Middletown, Conn.: Wesleyan Univ. Press, 2002.

23. Daly 2002b — Daly A. From the repertory of Isadora Duncan’s “Soviet Workers’ Songs”; The continuing beauty of the curve. Isadora Duncan and her last compositions // Daly A. Critical gestures: Writings on dance and culture. Middletown, Conn.: Wesleyan Univ. Press, 2002. P. 229–235.

24. Duncan et al. 1993 — Life into art: Isadora Duncan and her world / Ed. by D. Duncan, C. Pratl, C. Splatt; Foreword by A. de Mille. New York: W.W. Norton, 1993.

25. Ezrahi 2012— Ezrahi C. Swans of the Kremlin: Ballet and power in Soviet Russia. Pittsburgh, PA: Univ. of Pittsburgh Press, 2012.

26. Fuhrer 2014 — Fuhrer M. American dance: The complete illustrated history. New York: Voyageur Press. 2014.

27. Gorham 1996 — Gorham M. Tongue-tied writers: The rabsel’kor movement and the voice of the “new intelligentsia” in early Soviet Russia // The Russian Review. Vol. 55. No. 3. 1996. P. 412–429.

28. Grant 2013 — Grant S. Physical culture and sport in Soviet society: Propaganda, acculturation and transformation in the 1920s and 1930s. New York: Routledge; Taylor and Francis Group, 2013.

29. Jowitt 1985 — Jowitt D. Images of Isadora: The search for motion // Dance Research Journal. Vol. 17. No. 2. 1985. P. 21–29.

30. Kurth 2001 — Kurth P. Isadora: A sensational life. Boston: Little, Brown and Company, 2001. Landrum 1996 — Landrum G. N. Profiles of power and success: fourteen geniuses who broke the rules. Amherst, NY: Prometheus Books, 1996.

31. MacDougall 1960 — MacDougall A. R. Isadora: A revolutionary in art and love. New York: Thomas Nelson & Sons, 1960.

32. Manning 1998 — Manning S. A. Duncan, Isadora // International encyclopedia of dance / Ed. By S. J. Cohen. New York: Oxford Univ. Press; Dance Perspective Foundation, 1998. P. 452.

33. Martin 1965 — Martin J. The modern dance. New York: Dance Horizons, 1965.

34. McDonagh 1976 — McDonagh D. The complete guide to modern dance. New York: Doubleday. 1976.

35. Pearson 2010 — Pearson М. Site-specific performance. New York: Palgrave Macmillan, 2010. Pruett 1978 — Pruett D. M. A study of the relationship of Isadora Duncan to the musical composers and mentors who influenced her musical selections for choreography: PhD Thesis / The Univ. of Wisconsin-Madison. Ann Arbor, 1978.

36. Roseman 2004 — Roseman J. L. Dance was her religion: The spiritual choreography of Isadora Duncan, Ruth St. Denis and Martha Graham. Prescott, Arizona: Hohm Press, 2004.

37. Schechner 1973 — Schechner R. Environmental theater. New York: Applause, 1973.

38. Seidel 2016 — Seidel A. M. Isadora Duncan in the 21st century: Capturing the art and spirit of the dancer’s legacy. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc., Publishers. 2016.

39. Souritz 1999 — Souritz E. Isadora Duncan and prewar Russian dancemakers // The Ballet Russes and its world / Ed. by L. Garafola, N. Van Norman Baer. New Haven: Yale Univ. Press, 1999. P. 97–116.


Рецензия

Для цитирования:


Юшкова Е.В. Революционные перформансы Айседоры Дункан в Советской России. Шаги/Steps. 2022;8(3):51-84. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-3-52-84

For citation:


Yushkova E.V. Isadora Duncan’s revolutionary performances in Soviet Russia. Shagi / Steps. 2022;8(3):51-84. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-3-52-84

Просмотров: 332


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)