Аннотация
Спиритические ритуалы, основанные на использовании предметов, нередко функционируют в городской и сельской культуре как календарно приуроченные или окказиональные гадания. Они встают в ряд святочных, новогодних, реже пасхальных развлечений, иногда становятся семейной традицией. Источники советского времени показывают, что в некоторых случаях такие гадания могли провоцировать возникновение острых переживаний (связанных с атеистическим или религиозным мировоззрением); это характерно больше для городской, чем для сельской среды. В военное время обращения к спиритическим ритуалам, как и другим видам ворожбы, активизируются практически повсеместно. Внимание к «технической стороне» гаданий позволяет четче очертить материал исследования, уточнить генезис некоторых сельских обрядов, выявить разнообразие бытовавших вариантов, увидеть их «сдвиги» в сторону детских «вызываний». Сельские спиритические гадания оказываются более вариативными, чем городские, – возможно, благодаря их взаимодействию с разнообразными формами святочной, любовной, окказиональной ворожбы. Зафиксированы случаи глубокого включения спиритических приемов в этнолокальную мифоритуальную традицию, где гадание становится одним из звеньев в цепи необходимых обрядовых действий (магический поиск пропавшей скотины, обетные практики).