Наивные копии шедевров искусства: к проблеме восприятия "наивного" знака
Аннотация
Объект данного исследования - культурные явления, возникшие в советское время и функционировавшие как элементы массовой культуры: наивные копии с классических произведений искусства. Задавшись вопросом, как устроен художественный эффект подобных копий, мы показываем, что он возникает как игровой эффект «включенного третьего» (по Б. Массуми), реализуется как вариативный избыток и может актуализироваться различными способами, в том числе возвращая банализированным шедеврам их необычность и уникальность. С помощью концептуального аппарата, предложенного Ч. С. Пирсом, анализируется производительная способность «наивного» знака, а с опорой на концепцию двусложности образа - двойственность восприятия такого знака. Благодаря специфической аутентичности наивных копий их художественный эффект как знаковый механизм служит инструментом рефлексии о возможности искусства как зоны общего, а также стимулом к возникновению особого режима воспринимающей субъективности как «события опыта». Представляется, что производство новых, неустойчивых, двойственных режимов ви́дения и ощущения может быть важной культурной задачей наивных копий в их современном бытовании.
Ключевые слова
наивное искусство,
народное искусство,
восприятие,
знак,
ощущение,
субъект восприятия,
аутентичность,
включенное третье,
событие опыта,
Ч. С. Пирс,
Б. Массуми
Для цитирования:
Володина А.В.
Наивные копии шедевров искусства: к проблеме восприятия "наивного" знака. Шаги/Steps. 2020;6(4):141-150.
For citation:
Volodina A.V.
Naive copies of artistic masterpieces: On the problem of perception of a “naive” sign. Shagi / Steps. 2020;6(4):141-150.
Просмотров:
0