Метатеатральные элементы интермедий М. де Сервантеса в переводах А. Н. Островского
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2020-6-3-59-71
Аннотация
Помимо прославленного «Дон Кихота» перу Мигеля де Сервантеса принадлежат также интермедии, опубликованные в 1615 г. в сборнике «Восемь комедий и восемь интермедий». В статье рассматривается перевод этих одноактных пьес на русский язык, сделанный А. Н. Островским, который, занимаясь переводами ведущих европейских драматургов, искал в испанской литературе не национально-кастильские, а универсальные пьесы, отражающие повседневную жизнь представителей любого народа. Анализируется перевод интермедий в прозе и в стихах, выделяются элементы испанского фольклора (танец, музыка, народные песни) и их адаптация переводчиком для русского читателя и зрителя. Островский, создатель русского национального театра, работал над интермедиями не только как переводчик, но и как режиссер, стараясь не упустить тех нюансов, которые, не будучи существенными для текста, могли оказаться ключевыми для постановки пьес на русской сцене. Так, в авторских ремарках часто указаны разъяснения некоторых понятий, свойственных испанскому быту, обществу, законодательству и т. п. Особое внимание уделено метатеатральности - факту говорения о театре в театре, когда драматургический текст существует внутри самого себя. Именно с помощью метатеатральных элементов в тексте персонажи Сервантеса высказывают мысли самого автора о мире сцены, а Островскому в своих переводах удалось найти и показать нам тонкую грань между вымышленным и реальным, на которой искусно балансирует театральное действо.
Ключевые слова
Об авторах
О. А. СветлаковаН. С. Настина
Рецензия
Для цитирования:
Светлакова О.А., Настина Н.С. Метатеатральные элементы интермедий М. де Сервантеса в переводах А. Н. Островского. Шаги/Steps. 2020;6(3):59-71. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2020-6-3-59-71
For citation:
Svetlakova O.A., Nastina N.S. Metatheatrical elements of M. de Cervantes' interludes in Ostrovsky's translation. Shagi / Steps. 2020;6(3):59-71. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2020-6-3-59-71