Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

На страже прошлого: жития местночтимых святых в контексте англо-валлийского противостояния конца XI — XII в.

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-2-86-101

Аннотация

Во второй половине XI в., завершив политическое завоевание Англии, Вильгельм I предпринял попытку установить контроль над местной Церковью. Для этого он инициировал в своих новых владениях религиозную реформу, проводниками которой стали архиепископ Кентерберийский Ланфранк (1070–1089 гг.) и его последователи. Реформа, направленная против «старого» духовенства, поставила под угрозу положение многих религиозных центров, связанных с местночтимыми культами. Реакцией на нее стало появление волны житийной литературы, предназначенной легитимизировать как сам культ, так и статус общины, представляющей святого. Статья посвящена анализу основных черт и оценке политической роли агиографии конца XI — начала XII в. на примере житий свв. Давида и Беуно, направленных против преобразований Ланфранка и его преемников. С начала XII по начало XIII в. обращение к образу св. Давида и его житие были основными инструментами епископов Сент-Дэвидса в борьбе за получение равного с Кентербери статуса, который позволил бы снять вопрос о подчинении валлийского духовенства английскому архиепископу. Каждый этап противостояния сопровождался появлением новой редакции текста. Житие же св. Беуно, имевшее признаки актуализации в начале XII в., выражало опасения местных религиозных общин потерять часть доходов из-за активных военных действий на востоке Уэльса. Несмотря на все усилия, предпринимаемые валлийским духовенством, к концу XIII в. влияние короля Англии и английских церковных иерархов на местные диоцезы было уже неоспоримо.

Об авторе

А. В. Гусакова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Анна Викторовна Гусакова - cтажер, Лаборатория античной культуры, Школа актуальных гуманитарных исследований, Институт общественных наук

119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82

Тел.: +7 (499) 956-99-99



Список литературы

1. Blair, J. (2005). The Church in Anglo-Saxon society. Oxford Univ. Press.

2. Cowley, F. G. (2007). The relics of St David: The historical evidence. In J. W. Evans & J. M. Wooding (Eds.). St David of Wales: Cult, Church and nation (pp. 274–281). Boydell and Brewer.

3. Crosby, E. U. (2013). The king’s bishops: The politics of patronage in England and Normandy, 1066–1216. Palgrave Macmillan.

4. Cubitt, C. (2009). The institutional Church. In P. Stafford (Ed.). A companion to the Early Middle Ages: Britain and Ireland, c. 500–c. 1100 (pp. 376–394). Wiley-Blackwell.

5. Davies, J. R. (2008). Aspects of Church reform in Wales, c. 1093 — c. 1223. In C. P Lewis (Ed.). Proceedings of the Battle Conference 2007 (pp. 85–99). Boydell and Brewer.

6. Davies, J. R. (2009). Wales and West Britain. In P. Stafford (Ed.). A companion to the Early Middle Ages Britain and Ireland, c. 500–c. 1100 (pp. 341–357). Wiley-Blackwell.

7. Davies, W. (1978). An early Welsh microcosm: Studies in the Llandaff charters. Royal Historical Society.

8. Davies, W. (1982). Wales in the Early Middle Ages. Leicester Univ. Press.

9. Douglas, D. C. (1964). William the Conqueror: The Norman impact upon England. Univ. of California Press.

10. Garnett, G. (2007). Conquered England: Kingship, succession, and tenure, 1066–1166. Oxford Univ. Press.

11. Gransden, A. (2008). Historical Writing in England: c. 550 to c. 1307. Routledge.

12. Howlett, D. (2011). Rhygyfarch ap Sulien and Ieuan ap Sulien. In R. Gameson (Ed.). The Cambridge history of the book in Britain (Vol. 1, pp. 701–706). Cambridge Univ. Press.

13. Lloyd, J. E. (1912). A history of Wales from the earliest times to the Edwardian Conquest (Vol. 2). Longmans, Green and Co.

14. Lloyd, J. E. (1941). Bishop Sulien and his family. National Library of Wales Journal, 2, 1–6.

15. Loyn, H. (1994). Abbots of English monasteries in the period following the Norman conquest. In D. Bates & A. Curry (Eds.). England and Normandy in the Middle Ages (pp. 95–103). A&C Black.

16. Sims-Williams, P. (2018). Buchedd Beuno: The Middle Welsh Life of St Beuno. Dublin Institute for Advanced Studies, School of Celtic Studies.

17. Sharpe, R. (2007). Which text is Rhygyfarch’s Life of St David? In J. W. Evans, & J. M. Wooding (Eds.). St David of Wales: Cult, Church and nation (pp. 90–106). Boydell and Brewer.

18. Southern, R. W. (1973). Presidential address: Aspects of the European tradition of historical writing: 4. The sense of the past. Transactions of the Royal Historical Society, 23, 243–263.

19. Southern, R. W. (1966). Saint Anselm and his biographer: A study of monastic life and thought 1059 — c. 1130. Cambridge Univ. Press.

20. Wooding, J. M. (2007). The figure of David. In J. W. Evans, & J. M. Wooding (Eds.). St David of Wales: Cult, Church and nation (pp. 1–19). Boydell and Brewer.


Рецензия

Для цитирования:


Гусакова А.В. На страже прошлого: жития местночтимых святых в контексте англо-валлийского противостояния конца XI — XII в. Шаги/Steps. 2023;9(2):88-103. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-2-86-101

For citation:


Gusakova A.V. On guard of the past: The Lives of locally venerated saints in the context of the Anglo-Welsh confrontation at the end of the 11th — 12th century. Shagi / Steps. 2023;9(2):88-103. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-2-86-101

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)