Агентность в современном европейском искусстве (2017–2023) в контексте социальных и культурных трендов: проявления и эффекты
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-341-362
Аннотация
Активное и в особенности преобразующее поведение индивидов по отношению к социальному миру (так называемая агентность) сегодня является одним из центральных предметов обсуждений и исследований как для социальных и политических наук, так и для практики в сфере образования, экономики, культуры и социальной политики. Текущая стадия социетальной эволюции, деструктурация, делает индивидуальную агентность особенно важной не только для индивидуального, но и для коллективного благополучия. В этом контексте вклад сферы искусства в осмысление вопросов агентности остается недостаточно изученным. В статье выдвигается и рассматривается авторская типология агентности в современном искусстве: 1) социальная трансформация; 2) эскапизм; 3) кризисная адаптация; 4) трансформация субъекта действия; приводятся количественные характеристики представленности каждого типа агентности и конкретные примеры. Особое внимание уделено тому, какие формы проактивного действия порождает сфера искусства и как обнаруженные кейсы отражают более широкие процессы в социальной жизни Европы.
Ключевые слова
Об авторах
И. А. АфанасьеваРоссия
Ирина Анатольевна Афанасьева, аспирантка, младший научный сотрудник, Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования
109028, Москва, Покровский бульвар, д. 11
П. С. Сорокин
Россия
Павел Сергеевич Сорокин, кандидат социологических наук доцент, ведущий научный сотрудник, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования
109028, Москва, Покровский бульвар, д. 11
А. А. Голощапов
Россия
Артем Александрович Голощапов, независимый исследователь, художник
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Адорно 2001 — Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001.
2. Афанасьева 2022 — Афанасьева И. А. Языковое поколение: слово в современном российском искусстве // Человек. Т. 33. № 6. 2022. С. 136–155. https://doi.org/10.31857/S023620070023384-9.
3. Афанасьева 2023 — Афанасьева И. А. Лингвистическое поколение: логоцентричные практики в произведениях современных российских художников (2010– 2022 гг.) // Шаги / Steps. Т. 9. № 3. 2023. С. 218–238. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-218-238.
4. Бочков 2021 — Бочков Д. А. Технография вместо этнографии? Биоиндустриальная онтология электрички, или Особенности переплетения человеческих и нечеловеческих нарративов // Шаги / Steps. Т. 7. № 2. 2021. С. 175–192. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-2-175-192.
5. Геташвили 2008 — Геташвили Н. В. Европа. Живопись ХХ века (статья третья) // Современная Европа. 2008. № 2. С. 114–134.
6. Гройс 2003 — Гройс Б. Комментарий к искусству. М.: Худ. журнал, 2003.
7. Комар 2023 — Комар О. Н. Россия и страны Европы: оценка уровня гендерной дифференциации // Современная Европа. 2023. № 2. С. 142–156. https://doi.org/10.31857/S0201708323020110.
8. Латур 2014 — Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014.
9. Сорокин, Зыкова 2021 — Сорокин П. С., Зыкова А. В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 216–241. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1858.
10. Сорокин, Фрумин 2020 — Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Проблема «структура/действие» в XXI в.: изменения в социальной реальности и выводы для исследовательской повестки // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 27–36. https://doi.org/10.31857/S013216250009571-1.
11. Фролова 2022 — Фролова Ю. Н. Секьюритизация сепаратизма в Стране Басков // Современная Европа. 2022. № 4. С. 122–134. https://doi.org/10.31857/S020170832204009X.
12. Черкасова 2022 — Черкасова Е. Сепаратизм как угроза безопасности ЕС (на примере Каталонии) // Мировая экономика и международные отношения. Т. 66. № 1. 2022. С. 51–59. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-1-51-59.
13. Badiou 2005 — Badiou A. Manifesto of affirmationism // Lacanian Ink. Vol. 24 / 25. 2005. Spring. P. 92–109.
14. Cavazzoni et al. 2021 — Cavazzoni F., Fiorini A., Veronese G. How do we assess how agentic we are? A literature review of existing instruments to evaluate and measure individuals’ agency // Social Indicators Research. Vol. 159. No. 3. 2021. P. 1125–1153. https://doi.org/10.1007/s11205-021-02791-8.
15. Eck 2015 — Eck C. van. Art, agency and living presence: From the animated image to the excessive object. Leiden: Leiden Univ. Press, 2015.
16. Fowkes, Fowkes 2007 — Fowkes M., Fowkes R. Sensuous resistance: The legacy of modernism for sustainable art // Dokumenta 12 magazine projects. 2007. July. P. 5–12.
17. Fried 1998 — Fried M. Art and objecthood: Essays and reviews. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1998.
18. Gell 1998 — Gell A. Art and agency: An anthropological theory. Oxford: Oxford Univ. Press, 1998.
19. Koev 2022 — Koev D. Ethnic minority party formation and success in Europe // East European Politics. Vol. 38. No. 1. 2022. P. 83–100. https://doi.org/10.1080/21599165.2021.1895116.
20. Layton 2003 — Layton R. Art and agency: A reassessment // The Journal of the Royal Anthropological Institute. Vol. 9. No. 3. 2003. P. 447–464. https://doi.org/10.1111/1467-9655.00158.
21. Meyer 2013 — Meyer R. What was contemporary art? Cambridge, Mass.: MIT Press, 2013.
22. Mironenko, Sorokin 2022 — Mironenko I. A., Sorokin P. S. Activity theory for the de-structuralized modernity // Integrative Psychological and Behavioral Science. Vol. 56. 2022. P. 1055–1071. https://doi.org/10.1007/s12124-020-09587-4.
23. Osborne, Tanner 2007 — Art’s agency and art history / Ed. by R. Osborne, J. Tanner. Oxford: Blackwell Publishing, 2007.
24. Popescu, Alba 2022 — Popescu L., Alba C. Museums as a means to (re)make regional identities: The Oltenia Museum (Romania) as case study // Societies. Vol. 12. No. 4. 2022. 110. URL: https://www.mdpi.com/2075-4698/12/4/110. https://doi.org/10.3390/soc12040110.
25. Zolghadr 2013 — Zolghadr T. Fusions of powers: Four models of agency in the field of contemporary art, ranked unapologetically in order of preference //Contemporary art: 1989 to the present / Ed. by A. Dumbadze, S. Hudson. Chichester: Wiley-Blackwell, 2013. P. 277–286.
Рецензия
Для цитирования:
Афанасьева И.А., Сорокин П.С., Голощапов А.А. Агентность в современном европейском искусстве (2017–2023) в контексте социальных и культурных трендов: проявления и эффекты. Шаги/Steps. 2024;10(1):341-362. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-341-362
For citation:
Afanaseva I.A., Sorokin P.S., Goloshchapov A.A. Agency in contemporary European art (2017–2023) in the context of social and cultural trends: Manifestations and effects. Shagi / Steps. 2024;10(1):341-362. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-341-362