Preview

Шаги/Steps

Расширенный поиск

Агентность в современном европейском искусстве (2017–2023) в контексте социальных и культурных трендов: проявления и эффекты

https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-341-362

Аннотация

Активное и в особенности преобразующее поведение индивидов по отношению к социальному миру (так называемая агентность) сегодня является одним из центральных предметов обсуждений и исследований как для социальных и политических наук, так и для практики в сфере образования, экономики, культуры и социальной политики. Текущая стадия социетальной эволюции, деструктурация, делает индивидуальную агентность особенно важной не только для индивидуального, но и для коллективного благополучия. В этом контексте вклад сферы искусства в осмысление вопросов агентности остается недостаточно изученным. В статье выдвигается и рассматривается авторская типология агентности в современном искусстве: 1) социальная трансформация; 2) эскапизм; 3) кризисная адаптация; 4) трансформация субъекта действия; приводятся количественные характеристики представленности каждого типа агентности и конкретные примеры. Особое внимание уделено тому, какие формы проактивного действия порождает сфера искусства и как обнаруженные кейсы отражают более широкие процессы в социальной жизни Европы.

Об авторах

И. А. Афанасьева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Ирина Анатольевна Афанасьева, аспирантка, младший научный сотрудник, Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования

109028, Москва, Покровский бульвар, д. 11



П. С. Сорокин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Павел Сергеевич Сорокин, кандидат социологических наук доцент, ведущий научный сотрудник, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования

109028, Москва, Покровский бульвар, д. 11



А. А. Голощапов
независимый исследователь
Россия

Артем Александрович Голощапов, независимый исследователь, художник

Санкт-Петербург 



Список литературы

1. Адорно 2001 — Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001.

2. Афанасьева 2022 — Афанасьева И. А. Языковое поколение: слово в современном российском искусстве // Человек. Т. 33. № 6. 2022. С. 136–155. https://doi.org/10.31857/S023620070023384-9.

3. Афанасьева 2023 — Афанасьева И. А. Лингвистическое поколение: логоцентричные практики в произведениях современных российских художников (2010– 2022 гг.) // Шаги / Steps. Т. 9. № 3. 2023. С. 218–238. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-218-238.

4. Бочков 2021 — Бочков Д. А. Технография вместо этнографии? Биоиндустриальная онтология электрички, или Особенности переплетения человеческих и нечеловеческих нарративов // Шаги / Steps. Т. 7. № 2. 2021. С. 175–192. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-2-175-192.

5. Геташвили 2008 — Геташвили Н. В. Европа. Живопись ХХ века (статья третья) // Современная Европа. 2008. № 2. С. 114–134.

6. Гройс 2003 — Гройс Б. Комментарий к искусству. М.: Худ. журнал, 2003.

7. Комар 2023 — Комар О. Н. Россия и страны Европы: оценка уровня гендерной дифференциации // Современная Европа. 2023. № 2. С. 142–156. https://doi.org/10.31857/S0201708323020110.

8. Латур 2014 — Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014.

9. Сорокин, Зыкова 2021 — Сорокин П. С., Зыкова А. В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 216–241. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1858.

10. Сорокин, Фрумин 2020 — Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Проблема «структура/действие» в XXI в.: изменения в социальной реальности и выводы для исследовательской повестки // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 27–36. https://doi.org/10.31857/S013216250009571-1.

11. Фролова 2022 — Фролова Ю. Н. Секьюритизация сепаратизма в Стране Басков // Современная Европа. 2022. № 4. С. 122–134. https://doi.org/10.31857/S020170832204009X.

12. Черкасова 2022 — Черкасова Е. Сепаратизм как угроза безопасности ЕС (на примере Каталонии) // Мировая экономика и международные отношения. Т. 66. № 1. 2022. С. 51–59. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-1-51-59.

13. Badiou 2005 — Badiou A. Manifesto of affirmationism // Lacanian Ink. Vol. 24 / 25. 2005. Spring. P. 92–109.

14. Cavazzoni et al. 2021 — Cavazzoni F., Fiorini A., Veronese G. How do we assess how agentic we are? A literature review of existing instruments to evaluate and measure individuals’ agency // Social Indicators Research. Vol. 159. No. 3. 2021. P. 1125–1153. https://doi.org/10.1007/s11205-021-02791-8.

15. Eck 2015 — Eck C. van. Art, agency and living presence: From the animated image to the excessive object. Leiden: Leiden Univ. Press, 2015.

16. Fowkes, Fowkes 2007 — Fowkes M., Fowkes R. Sensuous resistance: The legacy of modernism for sustainable art // Dokumenta 12 magazine projects. 2007. July. P. 5–12.

17. Fried 1998 — Fried M. Art and objecthood: Essays and reviews. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1998.

18. Gell 1998 — Gell A. Art and agency: An anthropological theory. Oxford: Oxford Univ. Press, 1998.

19. Koev 2022 — Koev D. Ethnic minority party formation and success in Europe // East European Politics. Vol. 38. No. 1. 2022. P. 83–100. https://doi.org/10.1080/21599165.2021.1895116.

20. Layton 2003 — Layton R. Art and agency: A reassessment // The Journal of the Royal Anthropological Institute. Vol. 9. No. 3. 2003. P. 447–464. https://doi.org/10.1111/1467-9655.00158.

21. Meyer 2013 — Meyer R. What was contemporary art? Cambridge, Mass.: MIT Press, 2013.

22. Mironenko, Sorokin 2022 — Mironenko I. A., Sorokin P. S. Activity theory for the de-structuralized modernity // Integrative Psychological and Behavioral Science. Vol. 56. 2022. P. 1055–1071. https://doi.org/10.1007/s12124-020-09587-4.

23. Osborne, Tanner 2007 — Art’s agency and art history / Ed. by R. Osborne, J. Tanner. Oxford: Blackwell Publishing, 2007.

24. Popescu, Alba 2022 — Popescu L., Alba C. Museums as a means to (re)make regional identities: The Oltenia Museum (Romania) as case study // Societies. Vol. 12. No. 4. 2022. 110. URL: https://www.mdpi.com/2075-4698/12/4/110. https://doi.org/10.3390/soc12040110.

25. Zolghadr 2013 — Zolghadr T. Fusions of powers: Four models of agency in the field of contemporary art, ranked unapologetically in order of preference //Contemporary art: 1989 to the present / Ed. by A. Dumbadze, S. Hudson. Chichester: Wiley-Blackwell, 2013. P. 277–286.


Рецензия

Для цитирования:


Афанасьева И.А., Сорокин П.С., Голощапов А.А. Агентность в современном европейском искусстве (2017–2023) в контексте социальных и культурных трендов: проявления и эффекты. Шаги/Steps. 2024;10(1):341-362. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-341-362

For citation:


Afanaseva I.A., Sorokin P.S., Goloshchapov A.A. Agency in contemporary European art (2017–2023) in the context of social and cultural trends: Manifestations and effects. Shagi / Steps. 2024;10(1):341-362. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2024-10-1-341-362

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-9410 (Print)
ISSN 2782-1765 (Online)