К. В. Чистов и Б. Н. Путилов о теории фольклора
https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-2-53-69
Аннотация
Статья посвящена вопросам теории фольклора в трудах К. В. Чистова и Б. Н. Путилова - крупнейших российских фольклористов второй половины XX в. В конце этого столетия фольклористика в качестве самостоятельной дисциплины пережила глобальный кризис. Теоретическая маргинализация дисциплины, колебавшейся между филологией, антропологией и историей искусства, привела к тому, что ее методы преимущественно ограничивались сугубо эмпирическими задачами и «запаздывали» относительно остальных гуманитарных и социальных наук. Эссенциалистское понимание фольклора как обособленной и самодостаточной «сверхорганической системы», обладающей собственными законами, жанровой структурой и т. д., существенно затруднило методологическое развитие фольклористики. Преодоление этого эссенциализма происходило по-разному в различных странах. В позднем СССР и постсоветской России оно осложнялось не только политическими запретами, но и особенностями концептуального языка поздней советской науки. Чистов и Путилов, пытавшиеся примирить догматический эссенциализм с более современными критическими дебатами, столкнулись в этом контексте с серьезными методологическими противоречиями. Вместе с тем их работы, написанные в 1970-1990-е годы, во многом способствовали развитию теоретической рефлексии в российской фольклористике.
Ключевые слова
Рецензия
Для цитирования:
Панченко А.А. К. В. Чистов и Б. Н. Путилов о теории фольклора. Шаги/Steps. 2021;7(2):53-69. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-2-53-69
For citation:
Panchenko A. K. V. Chistov and B. N. Putilov on folklore theories. Shagi / Steps. 2021;7(2):53-69. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-2-53-69