Аннотация
В статье рассматриваются модели поведения поэтов в современной литературной среде, механизмы передачи этих моделей между поколениями и зависимость от принадлежности к той или иной литературной группе. Проанализированы актуальные для 1990-2000-х годов представления участников литературного процесса о том, что значит «быть поэтом», как поэт должен себя вести среди коллег и публики, что он может, а чего не должен делать. Собранный материал позволил нам выделить две поведенческие модели, характерные для современных поэтических сообществ: холистическую и редукционистскую. Каждая модель определяется через отношение к нескольким ведущим темам - к читателям (публика - заказчик, тактика принятия; поэт - просветитель, тактика освоения; ориентация на избранного читателя; полная автономия и тактика избегания читателя), к общественным нормам (от необходимости маргинального жизненного опыта до нежелательности и его избегания, от вписывания в социальные иерархии до противопоставления себя им) и, наконец, к собственному тексту (совпадение/несовпадение описываемого в стихах и проживаемого; разная степень важности написанного). Материалом исследования стали наблюдения на литературных мероприятиях и глубинные интервью, записанные авторами в начале 2020 г.